Театр и драматургия в начале XIX века.
Первая половина XIX в. – становление отечественного театра.Первая половина XIX в. – становление отечественного театра. Театральный репертуар главным образом состоял из весёлых водевилей, легковесных пьесок, непременно с музыкой и танцами.Театральный репертуар главным образом состоял из весёлых водевилей, легковесных пьесок, непременно с музыкой и танцами. Театральные труппы существуют лишь в усадьбах богатых дворян, либо при царском дворе. Городских (публичных) театров немного.Театральные труппы существуют лишь в усадьбах богатых дворян, либо при царском дворе. Городских (публичных) театров немного.
В русском театре смена художественных направлений происходила так же быстро, как и в литературе. В конце XVIII - начале XIX в. на сцене русских театров господствовал классицизм с присущими ему античными и мифологическими сюжетами, внешней парадностью.
Крупнейшие российские театры Большой театр в Москве (основан в 1776 г.)
Мариинский театр в Петербурге (основан в 1783 г.)
Важной особенностью развития театра в те годы было то, что единый прежде Петровский театр в Москве в 1824 г. был разделен на Большой (для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический). Большой театр Малый театр
В XIX в. Театр становится общественным явлением.В XIX в. Театр становится общественным явлением. Появляются современные театры, где ставятся отечественные пьесы, затрагивающие большие общественные проблемы.Появляются современные театры, где ставятся отечественные пьесы, затрагивающие большие общественные проблемы.
Актёрское искусство
Александринский театр (основан в 1756) В.Н. Асенкова Роли: Марья Антоновна «Ревизор» Софья «Горе от ума»
Роли: Гамлет Король Лира Отелло Василий Андреевич Каратыгин в роли Гамлета.
В е гг. в театре все активнее заявляет о себе романтическая школа с характерным для нее акцентом актеров на внутренних переживаниях героев и героико - трагедийной тематикой пьес. «Гамлет» в переводе Н. А. Полевого Мейнау в пьесе Коцебу «Ненависть к людям и раскаяние» (1832), в которой мещанская драма превращалась в борьбу человека с миром. Полиник «Эдип в Афинах» П.С. Мочалов в роли барона Мейнау Роли:
В 40 - х гг. начинается новая страница в истории русского театра, связанная с развитием реалистического направления. Основоположником реализма на русской сцене стал великий актер Московского Малого театра Михаил Семенович Щепкин (выходец из крепостных, получил вольную в 1822 г.). Реалистическое направление в драматургии было связано с произведениями Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Островского.
Фамусов «Горе от ума» (первая постановка в 1831 г.) Городничий «Ревизор» (первая постановка в 1836 г.) Роли: Михаил Семёнович Щепкин Малый театр ( основан в XVIII в.)
Другим, не менее, замечательным актером школы сценического реализма был Александр Евстафьевич Мартынов, творчество которого связано Александрийским театром в Петербурге. Бобчинский «Ревизор» Митрофан «Недоросль» Подколесин «Женитьба» Роли: