Речевое развитие в дошкольном образовательном учреждении
Цель проекта Создать условия для коммуникативных функций детей
Задача проекта Повышение качества взаимодействия с родителями Организовать предметно – развивающую среду для развития коммуникативной деятельности в разных режимных моментах. Развивать навыки самостоятельной речевой активности
Статья из ФГОС ДО Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования
По развитию связной речи в дошкольном возрасте ставим следующие задачи: Формировать умение пользоваться в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания; -Помочь детям активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру (начало, середину, конец); -Формировать умение самостоятельно составлять разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение), соблюдая при этом логику изложения, используя художественные средства выразительности, подбирая для доказательства веские аргументы и точные определения; -Развивать умение самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, небольшие рассказы, небылицы, загадки и т.п
Требования к оформлению соответствие санитарно – гигиеническим требованиям и технике безопасности соответствие возрасту, потребностям детей соответствие требованиям программы «Детство» доступность для детей. разнообразие игрового материала удобство хранения материала. эстетичность оформления. творческий подход в создании речевой среды. возможность обновления содержания. умение воспитателя презентовать свой материал. наличие картотеки дидактических игр по развитию речи проявление у детей интереса к самостоятельной речевой деятельности
Принципы развития речи Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития Принцип коммуникативно- деятельностного подхода к развитию речи Принцип формирования элементарного осознания явлений языка Принцип развития языкового чутья Принцип обеспечения активной языковой практики Принцип взаимосвязи над различными сторонами речи
Средства развития речи Общение взрослых и детей Культурная языковая среда Обучение родной речи на занятиях Художественная литература Изобразительное искусство, музыка, театр
Методы речевого развития : Наглядные (непосредственное наблюдение и его разновидности(наблюдение в природе, экскурсии), опосредованное наблюдение(изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)) Словесные ( чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал) Практические (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры)
Приемы развития речи: Словесные приемы (речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос) Наглядные приемы (показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению) Игровые приемы (игровое сюжетно-событийное развертывание, игровые проблемно- практические ситуации, игра- драматизация с акцентом на эмоциональное переживание, ролевые обучающие игры, дидактические игры)
Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ. Для развития речи дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития. Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию. Речевой центр располагается отдельно от литературного центра, так как его назначение предполагает проявление двигательной активности детей, что может помешать спокойному рассматриванию и чтению книжек в литературном центре. Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п. Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах доступных для детей младшего возраста, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями для детей старшего дошкольного возраста. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей», «День рождения куклы» и др. Во всех возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. В центре речевого развития при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.
Наличие оборудования речевого уголка: наличие художественной литературы, её грамотный подбор (несколько книг одного наименования и автора разных издательств, в иллюстрациях разных художников); иллюстрации по темам НОД по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой; материалы о художниках – иллюстраторах; тематические выставки; сменяемость материала детские энциклопедии книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры. альбомы или подборка иллюстраций по темам (домашние животные, птицы). книги раскраски по изучаемым темам. лото, домино по изучаемым лексическим темам, комплекты дидактических и настольных игр CD, аудио кассеты с литературными произведениями. пособия по краеведению: символика родного края, страны, карта, открытки. портреты поэтов, писателей. поделки (книжки – малышки, книжки – игрушки, книжки – самоделки), рисунки детей. мнемотаблицы для составления рассказов и кружки-заместители. репродукция картин, иллюстрации. Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков.
Наличие оборудования речевого уголка: Цветовые сигналы для звукового анализа слов Материалы для звукового, слогового анализа слов, анализа предложений. Светофоры для определения места звука в слове. Дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков, звукового анализа Дидактические игры на ориентировку в звуковой и буквенной системе языка («Ребус», «Кто внимательней?») Книги для чтения Кассы с буквами Тетради с ручками Указки Журнал с упражнениями для восстановления и совершенствования навыков дыхания Картотека упражнений на дыхание Пособия (н-р, мыльные пузыри, свистки, воздушные шары, легкие шарфики, пушинки, снежинки; для игры «Шторм в стакане» соломинки и стаканчики). Картотека игр на обогащение словаря Тематические альбомы Журнал «Играем в слова дома» Предметные картинки Игра «Назови одним словом» Дидактические игры Журналы артикуляционных упражнений Картотека артикуляционных упражнений в виде картинок
Наличие оборудования речевого уголка: Оборудование для театрализованной деятельности: ширма; ковролин; различные виды театра; костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок; картотека театрализованных игр. Оборудование для развития мелкой моторики пальцев рук: маленькие зеркала для работы с детьми. картотеки игр; журналы; игры и пособия; картотека речевых пятиминуток по темам. Дидактические игры (наличие, разнообразие, соответствие возрасту) Методическая литература. Пособия для НОД.
Вывод Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. В работе по развитию речи детей дошкольного возраста ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводиться работа по развитию правильной устной речи. Для реализации нам необходимо систематическое обновление речевого уголка,взаимодействие с родителями.
Спасибо за внимание!