ДИСЛЕКСИЯ 4 курс, 124 гр Марцулевич И.Г. Шагдай В.А.
частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленныхе несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Исследователи дислексии Впервые на нарушения чтения как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А.Куссмауль в 1877 году. В конце XIX-начале XX веков появились работы таких ученых, как В.Морган, О.Беркан, Л.Гинельвунд, Ф.Варбург, П.Рашбург и др. Отечественные авторы, посвятившие свои работы вопросам изучения нарушения чтения у детей: Р.А.Ткачев, С.С.Мнухин, М.Е.Хватцев, Р.Е.Левина, А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева и др. Корневым А.Н. в 1982 году была предложена методика раннего выявления предрасположенности к дислексии, позволяющая выявить задержку формирования функций, недоразвитие которых может способствовать появлению дислексии. Им были сформулированы основные задачи диагностики дислексии; адаптирована методика обследования умственного развития, разработаны методики исследования устной речи и стандартизованная методика исследования навыка чтения. Корнев работает также над приемами коррекции дислексии
Исследователи дислексии Лалаевой Р.И. совместно с Венедиктовой Л.В. разработана методика дифференциальной диагностики расстройства чтения у младших школьников. Лалаева занимается созданием методик логопедической работы по коррекции дислексии. Т. Фотековой в соавторстве с Т. Ахутиной предложена методика нейропсихологической диагностики речевой патологии у детей. Кобзарева Л.Г, Кузьмина Т.И., Резунова М.П., Юшина Г.Н занимаются разработкой приемов коррекционной работы со школьниками с нарушениями чтения, обусловленными нерезко выраженным или общим недоразвитием речи.
Зарубежные исследователи (Лами, Локай, Суле) считают причиной дислексии наследственность (нарушение латерализации, задержка развития речи). Дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции. Отмечают наличие патологических факторов (социальных, биологических) в пренатальный, натальный, постнатальный период. Причины дислексии
Причины дислексии Органического характера повреждение зон головного мозга, принимающих участие в процессе чтения (например, при афазии, дизартрии, алалии). Функционального характера Внутренниефакторы(длительные соматические заболевания) Внешние факторы (двуязычие, дефицит речевых контактов и т.п.), задерживающие формирование психических функций, участвующих в процессе чтения.
Этиологиядислексии генетические факторы экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксия, «цепочка» детских инфекций, травмы головы)
Дислексии чаще встречаются в структуре сложных речевых и нервно-психических расстройств (при ММД, ЗПР, ТНР, ДЦП, УО, нарушениях слуха). Дислексия у детей с сохранным интеллектом представляет собой парциальную ЗПР и имеет особенности: сочетание с психическим инфантилизмом; неравномерность психического развития; нарушение кратковременной речеслухавой памяти и т.д. Ковшиков, Демьянов, Корнев отмечали, что у детей с ЗПР часто встречается дислексия. У данной категории детей присутствует комплекс речевых нарушений, в том числе трудности восприятия букв, воспроизведения букв, в формировании фонематического анализа, синтеза, соотношения звука с буквой.
Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме: зрительного анализа и синтеза; пространственных представлений; фонематического восприятия; фонематического анализа и синтеза; недоразвитие лексико-грамматического строя речи.
Если ребенок к концу 1 класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается, чтение становится механическим с множественными ошибками, без понимания материала. Закономерности
Нарушенияречи Неуверенность в себе Агрессивность Тревожная мнительность Озлобленность Робость Негативизм
1. несформированность сенсомоторных операций (зрительно-пространственный анализ букв и их сочетаний в слове); 2. несформированность языковых операций со звуками, слогами, словами, предложениями, в тексте на фонетическом, морфологическом, синтаксическом уровне; 3. нарушение семантических операций (соотнесение со смыслом). Механизмы дислексии
Аспекты психологический психолингвистический Механизмы дислексии
В психологическом аспекте дислексия понимается как нарушение, вызванное несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме.
В психолингвистическом аспекте дислексия рассматривается как нарушение различных операций процесса чтения.
Виды дислексии По степени проявления Беккер выделила 5 групп: врожденная словесная слепота; дислексия; брадилексия; легастения; врожденная слабость чтения.
Виды дислексии Токарева различила дислексии по первично нарушенному анализатору: акустическая – недифференцированность слухавого восприятия, недостаточное развитие звукового анализа, с трудом сливают звуки в слоги, слова; смешивают звуки; оптическая – неустойчивость зрительного восприятия и представлений; моторная – затруднения в движении глаз при чтении (плохая взаимосвязь зрительного, слухавого, двигательного анализаторов), следовательно, сужение зрительного поля, потери строки или слов, нарушение речедвигательного воспроизведения.
Виды дислексии Хватцев разделил дислексии по нарушенным механизмам: фонематическая - плохо развит фонематический слух, плохо различают сходные фонемы, буква для них не является графемой (обобщенным графическим знаком); оптическая - буквы не осознаются как обобщенные знаки определенных фонем, зрительное восприятие нарушено и вне речи; оптико-пространственная; семантическая; аамнестическая. В классификации Хватцева не учитываются все операции процесса чтения. Его виды дислексии не охватывают все случаи нарушений чтения.
Виды дислексии по Р.И.Лалаевой: фонематическая, семантическая, аграмматическая, аамнестическая, оптическая, тактильная.
связана с недоразвитием функций фонематической системы, т.е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. Фонематическая дислексия
Формыфонематичекойдислексии Недоразвитие фонематического восприятия трудности усвоения букв, замены звуков Недоразвитие фонематического анализа и синтеза побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова
проявляется в нарушении понимания читаемого при технически правильном чтении (послоговом, целыми словами) особенно, при чтении предложений и текста. Эти нарушения могут отмечаться при послоговом чтении. Семантическая дислексия (механическое чтение)
Факторы Трудности звукового анализа, нечеткость представлений о синтаксических связях слов в предложении Несформированность грамматических обобщений Семантическая дислексия (механическое чтение) Нарушение понимания прочитанного обусловлено 2-мя факторами:
После прочтения слова по слогам дети не могут : показать соответствующую картинку, ответить на вопрос, связанный со значением хорошо известного слова. Нарушения понимания читаемых предложений могут наблюдаться и при синтетическом чтении (чтение целыми словами)
Одна из причин непонимания читаемого- разделение слова на слоги в процессе чтения!
В результате нарушения фонематического и слогового синтеза дети: не узнают слова, если они разделены на части в процессе послогового чтения; не способны объединить в единое значимое целое последовательно произнесенные слоги; читают механически без понимания смысла читаемого; недостаточно сформирована способность синтезировать восстанавливать в представлении искусственно разделенную на слоги устную речь.
Дети с семантической дислексией затрудняются в выполнении следующих заданий: Слитно произнести слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных изолированных звуков с короткой паузой между ними (л, у, ж, а); Воспроизвести слова и предложения, предъявленные по слогам (де-воч-ка собирает цве-ты).
Нарушения понимания прочитанных предложений обусловленных несформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении. При этом в процессе чтения слова воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения.
обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений. Проявляется: в аграмматизмах при чтении, преимущественно морфологических и морфосинтаксических, в нарушении согласования, управления. Аграмматическая дислексия чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи разного патогенеза на аналитико-синтетическом и синтетическом этапе формирования навыка чтения. Аграмматическая дислексия
проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях установления ассоциаций между звуком и буквой. Ребенок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку. Нарушение ассоциации между зрительным образом буквы и слуха -произносительным образом звука проявляется на этапе овладения звуко - буквенными обозначениями. Мнестическая дислексия
проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв при чтении. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л-Д, З- В, Ь-Ъ), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г, Ь-Р, Х-К, П-И-Н и др.). Оптическая дислексия
связана с несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Оптическаядислексия литеральная Нарушение узнавания изолированных букв вербальная Трудности проявляются при чтении
у слепых детей – трудности дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. Нарушение определения схемы тела, временной и пространственной организации, доминантности, задержки в развитии речи. Этой категории детей свойственно не глобальное чтение, а аналогическое восприятие букв. Тактильная дислексия
Спасибо за внимание!!!