Модель фирмы на конкурентных рынках Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Высшая школа экономики и менеджмента Кафедра общей экономической теории Исполнители: Намятова Л. Е. Бучинская О. Н
Характерная чертаМодель рынка Чистая конкуренцияМонополистическая конкуренция ОлигополияЧистая монополия 1. Число фирмОчень большое числоМногоНесколькоОдна 2. Тип продуктаСтандартизированныйДифференцированныйСтандартизированный и дифференцированный Уникальный: нет близких заменителей 3. Контроль над ценойОтсутствуетНекоторый, но в довольно узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре Значительный 4. Условия вступления в отрасль Очень легкие, препятствия отсутствуют Сравнительно легкиеНаличие существенных препятствий Блокировано 5. Неценовая конкуренция ОтсутствуетЗначительный акцент на рекламу, товарные знаки, торговые марки Очень типична, особенно при дифференциации продукта Главным образом реклама, связи фирмы с общественными организациями ПримерыСельское хозяйствоРозничная торговля, производство одежды и обуви Производство стали, автомобилей, сельхозинвентаря, бытовых электроприборов Местные предприятия общественного пользования
Совершенная конкуренция
Q PP Q D=MR=AR=P D Спрос совершенно конкурентной фирмы Спрос совершенно конкурентной отрасли
СПРОС И ДОХОД ОТДЕЛЬНОЙ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ КОНКУРЕНЦИИ
СУЩНОСТЬ ВАЛОВОГО, СРЕДНЕГО И ПРЕДЕЛЬНОГО ДОХОДА TR=P*Q AR= MR= =
CРАВНЕНИЕ ВАЛОВОГО ДОХОДА И ВАЛОВЫХ ИЗДЕРЖЕК (МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ) A B Q P TR TC TVC
CРАВНЕНИЕ ВАЛОВОГО ДОХОДА И ВАЛОВЫХ ИЗДЕРЖЕК (МИНИМИЗАЦИЯ УБЫТКА) TC TVC P Q TFC TR
CРАВНЕНИЕ ВАЛОВОГО ДОХОДА И ВАЛОВЫХ ИЗДЕРЖЕК (ЗАКРЫТИЕ ФИРМЫ) TFC TR TVC TC
КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ a b c d e Q P P5 P4 P3 P2 P1 MR1 MR2 MR3 MR4 MR5 AVC ATC
РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ И ОТРАСЛИ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ
ИЗМЕНЕНИЯ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ (благоприятный спрос) P Q D1 D2 S1 S2 MR ATC P Q ИЗМЕНЕНИЯ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ (благоприятный спрос) P Q MC P Q
ИЗМЕНЕНИЯ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ (неблагоприятный спрос) P D1 MR ATC P P D3 S1 MC P QQ S3
КРИВАЯ ДОЛГОВРЕМЕННОГО ОТРАСЛЕВОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ P Q Q P S S D1 D2 D3 При допущенияхВ долгосрочном периоде
РЫНОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
ИНДЕКС ЛЕРНЕРА M = (PM - MC) / P = 1/ED M - лернеровский индекс монопольной власти; PM - монопольная цена; MC - предельные издержки; ED - эластичность на продукцию фирмы.
ИНДЕКС ГЕРФИНДАЛЯ
СПРОС И КРИВЫЕ ПРЕДЕЛЬНОГО И ВАЛОВОГО ДОХОДА max TR Q Q P P D MR Эластичный Неэластичный
Получение монополией прибыли D MR Q PMC ATC AVC Pm P
ГРАФИК ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН ПРИ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ Q P MC ATC DMR QmQfQr Pm Pf Pr
ГРАФИКИ СПРОСА И ПРЕДЕЛЬНОГО ДОХОДА ФИРМЫ В ОТРАСЛИ P P P Q QQ D=MR D D MR Совершенная конкуренция Чистая монополия Монополистическая конкуренция
ПОЛУЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ Q P MR D ATCMCMC
ПОЛУЧЕНИЕ УБЫТКА В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ Q P MC ATC MR D
РАВНОВЕСИЕ В ДОЛГОВРЕМЕННОМ ПЕРИОДЕ Q MC ATC P MR D Qx Px
ВИДЫ ОЛИГОПОЛИИ Фирма 1 Фирма 3 Фирма 2 Жесткая олигополия Фирма 1 Фирма 2 Фирма 3 Фирма 4 Расплывчатая олигополия
ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ Q P D D MR MC