НЕ ПОГИБНЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ОТ РАЗУМА?
Цели: - расширить понятие и представление о проектах идеального устройства общества в истории философии; - сформировать понятие о футурологии, её месте в системе знаний, об альтернативных моделях человеческого развития; - формировать способность к доказательному мышлению, используя учебную, дополнительную литературу, интернет- ресурсы; - используя материал темы выйти на связь с литературой (современные антиутопии), киноискусством; - делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты; - при работе в группе осознавать общую цель, взаимную зависимость и контроль.
1 вариант 2 вариант 1. К обязательным элементам религии относится… 1) Вера в существование сверхъестественного; 2) Законодательство о свободе совести; 3) Научная аргументация истинности религиозных догматов; 4) Активное участие деятелей церкви в политике. 1. К научному пониманию религии не относится утверждение о том, что… 1) Первым её элементом является вера в существование сверхъестественных сил как основы всего мира; 2) Наличие у людей религиозных знаний делает невозможным познание мира; 3) вера включает в себя и нормы морали; 4) Составной частью религии являются различные ритуальные действия.
1 вариант 2 вариант 3. К мировым религиям относятся: 1) Буддизм; 2) Синтоизм; 3) Брахманизм; 4) Ведизм. 3. Среди перечисленных религий старейшей мировой религией является… 1) Христианство; 2) Ислам; 3) Буддизм; 4) Иудаизм.
1 вариант 2 вариант 4. Свобода совести в демократическом государстве включает в себя: 1) Право пропагандировать свои религиозные или антирелигиозные взгляды; 2) Свободу исповедовать любую религию; 3) Запрет на государственную религию; 4) Поощрение религиозных чтений в учебных заведениях. 4. Буддизм (классический) отличается от христианства тем, что в нём… 1) Отсутствует представление о Боге- Творце и Вседержителе; 2) Вместо райского блаженства – нирвана; 3) Нет исповеди и отпущения грехов; 4) Не спасают, а только учат как достигнуть спасения, опираясь на истину и собственные силы.
1 вариант 2 вариант 2. Моральные принципы: не убей, не укради, не лги…- принадлежат… 1) Только христианству; 2) Христианству и буддизму; 3) Всем мировым религиям; 4) Только буддизму. 2. Из утверждений А (религия – одна из древнейших форм культуры) и Б (религия включает в себя определённые научно обоснованные взгляды и представления людей) верно: 1) Только А; 2) Только Б; 3) и А, и Б; 4) Ни А, ни Б.
1 вариант 2 вариант 5. Что в действительности означает «вера в Бога» в христианстве? 1) Вера в то, что Бог существует; 2) Вера в вечную жизнь на небесах; 3) Вера в то, что Бог дарует вечную жизнь тем, кто следует его заповедям; 4) Вера в сверхъестественное. 5. Тотем есть не что иное, как… 1) Предмет произвольной природы, способный охранять его обладателя от опасностей и бед и приносить ему удачу; 2) Животное или растение, считающееся предком; 3) Дух, персонифицирующий то или иное явление; 4) Предмет, служащий вместилищем незримой сверхъестественной силы.
1 вариант 2 вариант 1. – 1) ) ) ), 2) 5. -3) 1. – 2) ) 3. -3) ), 2), 3), 4) )
«5» – 6-8 баллов; «4» – 5 баллов; «3» – 4 балла.
1. Проекты идеального общества в истории философии. 2. Футурология и ее место в системе современных научных знаний. 3. Альтернативные модели человеческого развития (групповая работа).
Платон (428 – 358 г. г. до н. э.) Идеальное государство; Мудрые правители; Воины; Земледельцы и ремесленники; Социальная справедливость.
Томас Мор (1478 – 1535 г. г.) «Утопия»; Труд творческий; Гармоническое развитие; Равенство.
Карл Маркс (1818 – 1883 г. г.) Коммунистическая партия; Классовая борьба; Революция; Диктатура пролетариата.
Футурология (от греческого futurum – будущее, logos – слово) - наука о будущем, занимающаяся систематизированным изучением прогнозируемых процессов, происходящих как в практической жизни, так и в сфере НТП. Название этой науки было предложено в 1913 году социологом О. Флехтхаймом
В прогностике различают периоды: ближайшее будущее (25-30 лет), где можно высказать вполне достоверные суждения (численность населения на планете, запасы природного сырья); обозримое будущее (79-80 лет) - это уже вероятные, возможные прогнозы; отдаленное (фантастическое) будущее - это некоторые гипотетические предположения.
Методы прогнозирования: метод экстраполяции (от лат. extra - сверх, вне; polio – выправляю, изменяю) - продолжение в будущее тенденции настоящего. - метод моделирования (от лат. modulus - мера, образ, норма) - замена реального процесса или объекта его теоретическим аналогом, схемой, моделью. Различают: - модели - проекты, ориентированные на достижение целей, желаемых состояний общества. - модели – сценарии, то есть определение того, что будет, если предпринимать что-то сегодня.
Работа в группах. Задание: Прочитать тексты из предложенной литературы; Заполнить и дополнить схему( следующий слайд); Подобрать цитаты, высказывания для подтверждения; не забудьте посмотреть в словаре и дать краткую аннотацию авторам теорий. 4. Подготовить ответ на проблемный вопрос занятия, аргументируя полученными знаниями.
Оптимистические (время, представители, основные идеи) Пессимистические (время, представители, основные идеи) индустриальное общество; постиндустриальное общество; конвергенция двух систем и др. теории глобальных катастроф; теория культурно- исторических типов; теория «пределов роста» и др.
индустриальное общество (Р. Арон, Д. Белл, Е. Масуда; конец XIX- 60-е годы XX века; не следует сокращать темпы экономического развития, «никаких ограничений» ПРОГРЕССУ, НАУКА – непосредственная производительная сила общества.
постиндустриальное общество (Д, Белл, З. Бжезинский, Э. Тоффлер, е XX века; НТП ведёт к всеобщему благоденствию и процветанию, новый виток НТР («третья волна») создаст единую социокультурную общность без существенного изменения системы политической власти; идея передачи власти людям науки и техники (технократия).
теория конвергенции (сближения) - П. А. Сорокин, А. Д. Сахаров; е годы XX века; сближение двух систем: капиталистической и социалистической; 70-е годы; конкретные программы борьбы с голодом; В. Леонтьев – модель «мирового хозяйства».
космическая, «ноосферная» модель – е годы XX века; Н. Ф. Фёдоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский (русский космизм), Т. де Шарден; биосфера с помощью человека (науки) преобразовывается сферу разума, возникает планетарное мышление.
теория глобальной катастрофы – Римский клуб; 60-е годы XX века; в результате НТП произойдёт обострение экологических и других глобальных проблем, что приведёт к катастрофе; два подхода: первый – теория «пределы роста» (Дж. Форрестер, Дж. Медоуз); необходимость экономического равновесия, ограничения роста населения, контроль за загрязнением окружающей среды; человечество – регулятор жизни на планете и второй – теория культурно-исторических типов (А. Тойнби); упадок и разложение цивилизации в результате исчерпания ресурсов, не позволяющих давать ответы на вызовы Логоса.
нанотехнологическая катастрофа – конец XX века- н. вр.; сценарий «серая слизь». история человечества – история его гибели (И. С. Шкловский, наш современник), человечество одиноко во Вселенной; наука деформирует человека, он утрачивает цели своего существования, не реализует себя как личность.
А. Пиччеи: «истинная проблема человеческого вида на данной ступени его эволюции состоит в том, что он оказался полностью неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые сам внес в этот мир». И наш современник, и соотечественник М. Моисеев как бы продолжает: «Умение искать компромиссы, уважение к чужим жизненным стандартам, умение ценить природу, подавлять собственную агрессию,... обретение чувства общепланетарной общности - это те же атрибуты нравственности, которые необходимы уже в самом ближайшем будущем».
подобрать материал к семинарскому занятию «Глобальные проблемы человечества и пути их возможного решения»: - проблема неравенства («Север – Юг»); - демографическая проблема; - продовольственная проблема; - сырьевая проблема; - экологическая (воздух, вода, почва); - войны и мира.