ОБРАЗ ЖИЗНИ - характеристика всех сторон жизни человека или отдельных слоев населения. СЛОБОДА – район на окраине города, заселенный ремесленниками одной специальности. ХОРОМЫ – жилой деревянный дом, часто из отдельных строений, соединенных сенями и переходами: жилище князей и бояр.
Большая часть населения Древней Руси проживала в сельской местности. Люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от лихих людей (разбойников), на юге – от кочевников. Наиболее распространенными на Руси были так называемые большие семьи. Старший из мужчин является главой семьи, в которой совместно жили и вели общее хозяйство не отделившиеся от него сыновья со своими женами и детьми.
Воспитание мальчиков Лет с семи мальчика брали работать в поле, начинали приучать к какому-нибудь делу и учить грамоте если была возможность. А девочки присматривали за младшими братьями и сестренками, помогали матери по хозяйству, учились у нее прясть пряжу, ткать полотно, шить одежду. Воспитание девочек
Часть населения Руси проживала в городах. В них селились князья, размещалась княжеская дружина. В городах князья со своими помощниками правили суд, управляли подвластными землями, принимали иностранных послов. На городских площадях собиралось вече. Постепенно города росли и становились торговыми и ремесленными центрами. По большим и малым городам Руси шумели торги. Сияла на солнце серебряная, отделанная чеканным узором посуда. Рядом стояли гончарные изделия – кувшины, черпаки, чаши. Радовали глаз украшения из золота, драгоценных камней, бисера и эмали. Купцы предлагали песцовые, собольи и куньи меха. Иноземные купцы – греки, арабы, болгары и т.д - торговали ценными тканями и камнями, оружием, пряностями и винами. В городе сооружались храмы, исполняли христианские службы и обряды, строились школы, писались иконы, создавались фрески и мозаики. Помимо ремесла и торговли, занимались огородничеством, скотоводством, бортничеством. Глава семьи участвовал в городском вече.
В городе среди знати были развлечение охота и богатые пиры. Столы были дорого украшены и гостей на пиру развлекали скоморохи и гусляры. НО любимыми забавами была соколиная, ястребиная, псовая охота. А для простых людей устраивались скачки, турниры, различные игрища. Даже после принятия христианства многие люди носили славянские имена.
Профессиональными воинами были княжеские дружинники. Они передвигались на суше на конях, по рекам и морям в ладьях. В их оружия входили: мечи, копья, сабли а на голове они носили шишаки. Защитой у них был щит, броня. Во время больших военных походов созывалось народное ополчение. Его члены – вои – вооружались попроще: лук, колчан со стрелами, нож, копье или топор. Войско выступало в поход по сигналу боевой трубы. Впереди ехал князь, за ним гарцевала дружина, далее шли вои.
Характерной чертой для жителей Древнерусского государства стало возникновение существенной разницы между образом жизни верхушки общества и основой массы населения. В хоромах жили князья и бояре. В центре находился терем - высокое деревянное здание – башня, где размещение изба, также холодные горницы - повалуши, летние спальни- клети. Рядом с теремом находились летние не отапливаемые помещения. Их соединяли с избой холодные переходы – сени. В хоромах была еще гридница – парадная комната. Крестьяне жили в маленьких домах – землянках ( жилище, пол которых был ниже уровня почвы )
У горожанок и крестьянок главной частью наряда была рубашка холщовая рубашка. Поверх нее надевали поневу – домотканая шерстенная юбка с набивным рисунком. Иногда поверх рубах надевали кусок холщовой прямоугольной ткани, имевшая отверстие для головы. А вот голову девушек украшал великолепный кокошник украшенный драгоценными камнями.
Все жители Руси одевались одинаково. Мужская одежда состояла из рубахи и портов ( неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки ) и узкий пояс. Верхней одеждой были зипуны а зимой носили шубы – кожухи и меховые или волчьи шапки. Ноги оборачивали кусками ткани – онучами, на которые надевали лапти из коры липы. У знатных людей была верхней одеждой епанча – плащ без рукавов а на ногах носили сапоги с загнутыми к верху носами. С принятием христианства парадной формой стала: тога из плотной, тяжелой шелковой ткани или парчовой с большим рисунком.