ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНЕЙ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Выполнила - Козлова Н. ( МО -4) Научный руководитель – Константинова Н. В., к. п. н., доцент
Народные песни – это самое дорогое наследие, ценное наследие ! Пережив многие беды и напасти, они вопреки всем невзгодам сохранились в памяти народа ! Они живут и здравствуют, они всегда будут звучать. Народные песни дороже жемчугов и рубинов – и потому их надо беречь, знать. Надо помнить о том, что народные песни – никогда не тускнеющее, чистое и прозрачное зеркало народной души. Это особенное волшебное зеркало. Потому что, какую бы народную песню мы не взяли, при тонком исследовании и изучении она, без сомнения, раскроет перед нами душу народа, расскажет о его чаяниях, поведает думы и мысли Габдулла Тукай
Анализ методики работы над русской народной песней в общеобразовательных школах показал : подлинные фольклорные музыкальные образцы, практически не включаются в уроки музыки ; фольклорные игры, хороводы на уроках отсутствуют ; игровые и хороводные песни разучиваются без движения, то есть теряется их смысловое назначение, и как следствие, пропадает интерес детей к освоению музыкального фольклора ; народные песни исполняются без выявления бытового или обрядового назначения, что ведёт к недопониманию или искажению их содержания ; мелодии народных песен нередко используются только как распевания или задания для развития отдельных музыкальных способностей детей ( ритма, слуха, памяти и пр.), а не как самостоятельные художественные произведения.
Возникает противоречие между широким спектром педагогических возможностей, который формировался многовековым коллективным опытом и присущ музыкальному фольклору именно как культуре устной традиции, и неприятия во внимание всего этого учителями - практиками в современной общеобразовательной школе. Возникает проблема постепенной утраты интереса к изучению и исполнению народной музыки. Изучая данные статистики, приведенной С. Г. Борисовой целесообразно привести пример следующих данных. В 7-8 лет – 80%, лет – 20%, лет – 5% учащихся испытывают потерю интереса к изучению и исполнению русских народных песен Решение анализируемой проблемы актуализирует выбор темы предлагаемой работы.
Разучивание песни показ учителем отдельных фраз и пояснения к их исполнению ; выстраивание первого звука, с которого начинается фраза ; разучивание мелодии в рабочем темпе, активным звуком, при плавном звуковидение.
Второй этап работы учителя – методы организационного взаимодействия со средой : возвращение к пройденному на основе ежегодной цикличности ; коллективное сотворчество ; самостоятельный творческий поиск.
Формы проведения урока Урок - игра Посиделки Урок - праздник
Спасибо за внимание !