Антропологическая концепция Э. Фромма: синтез марксизма и психоанализа.
Философская антропология Философская антропология философское учение о природе и сущности человека, рассматривающее человека как особый род бытия. Антропология как философское учение является исторически первой формой представления человека как такового в качестве особого предмета понимания и изучения.
Фреи ̆ деизм- психологическая концепция начала XX в. З. Фрейда и развившееся на ее основе учение о психоанализе, основанное на исследовании глубинных пластов человеческой психики, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Марксизм- научный метод познания и преобразования мира, названный по имени своего основателя. Фрейд(основатель психоанализа) видит в каждом человеке обособленного, вне общественного индивида, чья жизнь определяется сексуальными влечениями и инстинктами самосохранения или влечениями к жизни и смерти, т.е каждый живет человек сам по себе и он глубоко эгоистичен. Марксизм рассматривал человеческое общество как сообщество классов, которые враждуют между собой (богатых- буржуазии и бедных-пролетариата), причем без учета семьи и индивидуальности каждого человека, как неповторимого явления природы. Марксизм рассматривал человека только через призму принадлежности его к тому или иному классу: если он бедный, то пролетарий, если богатый, то принадлежит к классу буржуазии.
Психоанализ психологическая теория, разработанная в конце XIX начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Психоанализ это метод лечения психических заболеваний, связанный с выявлением и анализом вытесненных, травмирующих переживаний, неисполненных желаний и т. п. из сознания в бессознательное. Психоаналитики обычно с помощью гипноза или просто беседы пытаются привести человека в бессознательное или полусознательное состояние и узнать из-за чего у человека неврозы, психические травмы. Например, ребенка в детстве родители наказали и заперли в темный чулан и из-за этого, будучи взрослым, он боится темных и закрытых пространств. Лечение: человек самостоятельно закрывается в таком помещение на 1,2,3 и т.д. минуты и преодолевает страх.
Эрих Фромм - немецко-американский философ, психолог и социолог, один из ведущих представителей неофрейдеизма. Его философская мысль стала импульсом к развитию гуманистического мышления нашего века. Фромм в своем учении заявил, что общество состоит из индивидуальностей, с одной стороны, но и человек не может обходиться без общества. Например, человек на необитаемом острове обычно сходит с ума, в отличие от животных. Фромм видел в людях человека, включенного в реальный исторический контекст, склад личности которого формируется господствующими в обществе культурными стандартами.т.е. каждый человек обладая личными и индивидуальными качествами, тем не менее не отделим от общества в котором живет и это общество также накладывает на человека свой отпечаток, на его воспитание, манеру вести себя и тд.
Фромм считал, что человек должен развиваться до высшей зрелости, или совершенства, своей личности. Исходя из такого понимания природы человека, Фромм развивает учение о характере как «второй природе» человека, заменившей недостающие ему инстинкты, а его ядром признает черты, обуславливаемые социальной средой. Он вводит понятие социального характера как совокупности черт, общей для большинства членов общества и способствующей его функционированию; характер задает способ восприятия идей и ценностей, отношение к миру и другим людям. В своей теории Фромм воскрешает идею «фрейдомарксизма», пытаясь синтезировать марксизм с фрейдеизмом посредством психологизированная марксистской социологии и социологизирования фрейдистской психологии.
С одной стороны, содержание социального характера, согласно Фромму, определяется структурой общества и функцией индивида в ней, с другой стороны, семья рассматривалась им как психический агент общества, в функцию которого входит передача требований общества подрастающему ребенку. Семья выполняет эту функцию двумя способами: 1) поскольку характер большинства родителей является выражением социального характера, они передают ребенку основные черты желательной для общества структуры характера; 2) в добавление к характерам родителей, методы воспитания ребенка, принятые в данной культуре, также выполняют функцию формирования характера в желательном для общества направлении. Таким образом, характер развивается сначала через влияние семьи, а затем, в общественной жизни, путем адаптации к тем или иным
Характерология Фромма, согласно которой социальный характер является результатом динамической адаптации человеческой природы к структуре общества, привела к критике фрейдовского психоанализа. В отличие от Фрейда, американский исследователь видит перед собой не обособленного, внесоциального индивида, чья жизнь определяется сексуальными влечениями и инстинктами самосохранения или влечениями к жизни и смерти, а человека, включенного в реальный исторический контекст, склад личности которого формируется господствующими в обществе культурными стандартами.