Товарная и ассортиментная политика аптечной организации.
Товарная политика в фармации - это управленческая деятельность обеспечивающая фармацевтическим товаром успех на рынке. Классификация товаров по степени долговечности: -Длительное пользование -Кратковременное пользование (используется один раз) -Услуги(прием заказов через интернет, доставка товара)
Классификация товаров в зависимости от интенсивности спроса: -повседневный спрос -особого спроса(в искл. случаях покупают по назначению) -предварительного выбора -пассивного спроса( кот. не назначает врач, а предлагает фармацевт)
Жизненный цикл товара(жцт) -это период времени с момента появления товара на рынке до прекращение его реализации в следствие отсутствия спроса на него.
Стадия внедрения -характерные незначительные объемы продаж, малые темпы прироста, большие затраты на продвижение,нет прибыли, есть убытки за счет больших затрат на выведение товара на рынок
Стадия роста -отмечают значительные темпы прироста продаж, имеются затраты на продвижение, возможно появление прибыли и ее рост
Стадия зрелости -более медленные темпы прироста продаж, но абсолютные величины их объема значительны, рост прибыли, усиление конкуренции.
Стадия насыщения -объем продаж достигает максимума, но более не растет, темпы прироста нулевые, прибыль достигает максимума начинает снижаться
Стадия спад -объем продаж снижается, темпы прироста отрицательные,прибыль снижается
Ассортиментная политика Это определение набора товарных групп наиболее предпочтительных для успешной работы на рынке и обеспечивающих экономическую эффективность деятельности в фармацевтических организациях, аптеки в целом
Широта ассортимента. - показывает количество ассортиментных групп, которые присутствуют во ассортиментном портфеле аптечной организации. Кш- коэффициент широты. Шд-фактическое количество ассортиментных групп. Шб- кол-во групп, подгрупп товара зарегистрированные к применению. Км=Шфак/Шбаз.*100%
Полнота ассортимента - способность набора однородной группы удовлетворять одинаковые потребности, характеризуются числом подвидов одного вида товара имеющие в организации или выпускаемые промышленностью. Кн- коэффициент полноты. Пфак-кол-во наименовании ЛФ одного ЛС. Пбаз-кол-во зарегистрированных или разрешенных к применению в стране ЛС Кн= Пфак/Пбаз*100%
Глубина ассортимента - Способность определенного вида товара удовлетворять потребности различных групп потребителей за счет имеющих подвидов и разновидностей, т.е это варианты отдельных товаров. - Кг-коэффициент глубины. - Гфак-кол-во наименований одного ЛС имеющие в наличие в организации. - Гбаз-кол-во зарегистрированных или разрешенных к применению в стране ЛС Кг=Гфак*Гбаз*100%
Портфельный анализ -проводиться с целью выявления наиболее эффективных позиции спроса и прибыльности товара в ассортиментной организации. Для эти целей принимают «матрица БКГ», как метод анализа и планирования сбалансированного портфеля товара. Матрица БКГ-матрица доли рынка-рост рынка, было разработано в конце 60 годов. Матрица образована характеристиками: -доля рынка -рост рынка
В позиции матрицы различают 4 типа товара: Трудные дети(дикая кошка)-товары находящихся в начальной стадии жизненного цикла(высокие темпы роста, низкая доля рынка).необходимы инвестиции продвижение товара. Звезды-находятся в фазе роста жизненного цикла с высокой долей рынка,приносят определенную прибыль, кот. Однако может уходить на укрепление их собственной позиции на рынке.
В позиции матрицы различают 4 типа товара: Дойные коровы-товары достигшие в фазе зрелости, большая доля рынка обеспечивает высокие прибыли. Собаки-относятся к фазе насыщения дегенерации они не имеют низкой доли роста и низкие темпы роста могут попасть в зону убытка.
Спасибо за внимание!