Выполнила: ученица 5 в класса Дорогова Милана
Особенности культуры страны нашли отражение в русских костюмах.
Исследовать элементы русского костюма как исторический источник.
Проблемные вопросы Что такое мода? Это искусство хорошо выглядеть? Быть всегда на пике современности? А может, следовать традициям своих предшественников. Знает ли нынешнее поколение русского костюма?
Помнить о традициях своего народа – дело святое. В каких бы проявлениях они себя не показывали. Для потомков важно знать историю в мелочах, чтобы более глобально смотреть на будущее. Культурному человеку важно всё: вплоть до того, как он выглядит. Однозначно, ему будет интересно знать и о том, как выглядели его предки, как развивался русский костюм.
Познакомиться с материалом по теме. Установить, как русский народный костюм связан с обычаями и традициями нашего народа. Заинтересовать своих одноклассников историей русского костюма. Создать эскиз костюма в исконно русских традициях.
-Изучение литературы по теме -Словесный -Ознакомительно - ориентировочный -Словесно-наглядный -Систематизация -Обобщение -Практический
-Народный костюм - не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. -На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил.
-Традиционная мужская и женская одежда обладали сходством, различались только деталями, размером. Одежда была повседневная и праздничная - богато украшенная вышивкой, узорным ткачеством, орнаментальными композициями из тесьмы, галуна, блестками и др. материалами. -Однако в русской деревне богато украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Самую красивую, годовую, надевали всего три-четыре раза в год, в торжественные дни. Её берегли, старались не стирать и передавали по наследству.
Верхняя одежда Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Знатные женщины любили носить шубки женскую разновидность шубы. Руки продевали в специальные прорези под рукавами. Короткую душегрею носили все слои населения, но для крестьян она была праздничной одеждой. Также женщины носили одежду, сходную с мужской: однорядку, шубу в накидку. Во времена Ивана Грозного богатые женщины носили по три платья, надевая одно на другое. Ношение одного платья приравнивалось к непристойности и бесчестию. Одежда боярыни могла весить килограммов. Верхняя одежда крестьянки
Сарафан. Помимо понев крестьянки носили сарафаны и юбки. Комплекс одежды с сарафаном в конце XIX - начале XX века ассоциировался в России с «национальным костюмом». Существовало три основных типа сарафана: косоклинный, прямой, сарафан с лифом. Наиболее ранними считались косок длинные сарафаны. Шились они из домотканого шерстяного материала черного, темно-синего или красного цветов. Покрой их - два прямых полотнища спереди, швы по центру и по бокам. У распашных сарафанов между полотнищами располагалась застежка со множеством пуговиц. Спинка косоклинных сарафанов имели одно прямое полотнище и два клина по бокам, иногда к клиньям пришивали по 2 и даже 4 подклинка. Подолы сарафанов богато украшались красным сукном, лентами, блестками, золотой тесьмой. Вторая разновидность сарафанов - прямые, «московские». Они сменили косок длинные. Покрой их на удивление прост. Сарафан шьется из 4-5 прямоугольных полотнищ, собранных на груди и спине под обшивку, без застежки, удерживается на плечах лямками. Шились такие сарафаны из набивного ситца, кумача, пестряди. Носили их преимущественно молодые женщины и девушки - в праздник. Праздничный сарафан
Рубаха Мужская рубаха была до колен и носили её поверх штанов, женская рубаха была почти до пят. Рубаху без воротника обычно носили в будние дни, а с воротником по праздникам. Основа мужского костюма. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой синей, красной ткани, украшая вышивкой. Рубаха, которая прилегает к телу, шилась с магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу - удерживать в теле. Рубаха девичья Рубаха мужская
Пояс Был обязательной деталью костюма. Женщины носили тканый пояс, а мужчины кожаный. Тканые пояса для подпоясывания рубахи были узкие - гасники, а верхнюю одежду подвязывали широкими кушаками. Существовало два способа подвязывания пояса: высоко под грудью или низко под животом. Женщины завязывали пояс с левой стороны, а мужчины справа. Пояса украшались геометрическим орнаментом - кроме украшения это несло в себе функцию оберега. Женские пояса-покромки
Женский головной убор Женские головные уборы были более разнообразными: платок, шапка, чепец и девичий венец. Религиозные верования требовали от замужней женщины тщательно скрывать от постороннего взгляда свои волосы. Они укладывали волосы вокруг г Девичий головной убор дополнялся «пушками» - шариками из белого гусиного или лебяжьего пуха, а также «кудрями» - яркими Селезневыми перышками. В древности славянские девушки ходили с распущенными волосами. Позднее этот обычай сохранился только в свадебных обрядах. Основу всех русских женских головных уборов, несмотря на их разнообразие, составляла твердая налобная часть, в зависимости от формы (плоская, лопатообразная, с рогами) называвшаяся кичкой или рогатой кичкой. Сверху она обтягивалась кумачом, ситцем или бархатом. Затылок прикрывала прямоугольная полоса ткани - позатылень. В состав сложного головного убора входило до 12 предметов, общим весом до 5 килограммов. головы, и их головным убором был кокошник, который украшался золотым шитьем, жемчугом или бисером. Манера завязывать платок под подбородком пришла на Русь в XVI-XVII вв., и научились они этому у немцев. Девушка в кокошнике
Мужской головной убор На коротко остриженной голове обычно носили тафьи, в XVI веке не снимавшиеся даже в церкви, несмотря на порицания митрополита Филиппа. Тафья́ маленькая круглая шапочка. Поверх тафьи надевали шапки: у простонародья из войлока, поярка, сукманины, у людей богатых из тонкого сукна и бархата. Однорядка тафья и шапка
Передник Самой декоративной и богато украшенной частью женского костюма был передник, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышив Поверх рубахи, поневы или сарафана надевали передник, который получил название «завеска», «занавеска», «закон». Его шили из полотнища холста, перегнутого пополам, в месте сгиба делали прямоугольной формы вырез для гголовы. Спинка была укорочена, иногда с отверстием «окошечком». «Занавески» были с длинными рукавами и без рукавов. «Занавески» на кокетке - более поздняя замена старинного туникообразного передника. Интенсивность цвета в орнаменте постепенно усиливалась сверху вниз за счет вставок из яркого ситца, полос узорного ткачества и вышивки, лент, кружева, бахромы. Самая широкая узорная полоса - цветная перевить - помещалась не в самом низу, а немного отступая от края. кой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Передник
Украшения Покрой одежды остаётся неизменным. Одежда богатых людей отличается богатством тканей, вышивки, украшений. По краям одежды и по подолу пришивали кружево широкую кайму из цветной ткани с вышивкой. В качестве украшений используются: пуговицы, нашивки, съёмные воротники. Всё это называлось нарядом, или снарядом платья. Без украшений одежда называлась чистой. Крупные пуговицы на женской одежде, на мужской одежде нашивки с двумя гнёздами для пуговиц. Кружево по подолу.
Обувь Основной обувью крестьян были лапти, но крестьянские девушки из зажиточных семей носили сапоги «на колечках» (гармошкой). Лапти плели из вязового или липового лыка. Сапоги считались обувью не повседневной, а праздничной. Их берегли и пользовались ими лишь несколько раз в год. Носили сапоги в основном мужчины. Валенки как зимняя обувь получили распространение в крестьянской среде к концу XIX в. До этого их носили лишь люди зажиточные. Слева: лапти, посередине: сапоги, справа: валенки
Многие знаки-символы (узоры) не только украшали одежду, жилища и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье.
Цвета русской вышивки Цвет по-прежнему оставался неким знаком-символом будничной, праздничной и траурной одежды. Например, у русских белый цвет символизировал чистоту, милосердие и печаль, чёрный считался символом земли, покоя, отрешенности и траура. Красный - символом огня, крови, солнца, долголетия, плодородия, силы и власти. В народе верили, что красный цвет обладает чудодейственными свойствами, его связывали с плодородием. Фрагмент рукава рубахи.
Орнамент русской вышивки Орнамент русского народного костюма может изображать растения, животных, птиц, людей и геометрические фигуры. В русском народном костюме использовались все виды характерных, наиболее часто используемых орнаментов. Вологодский узор
Для потомков важно знать историю в мелочах, чтобы более глобально смотреть на будущее. Культурному человеку важно всё: вплоть до того, как он выглядит. Однозначно, ему всегда интересно знать и о том, как выглядели его предки, как развивался русский костюм. Таким образом, я могу сказать, что моя гипотеза подтвердилась и утверждаю, что особенности культуры страны находят отражение в русских костюмах.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ