Проект «Лермонтов и Кавказ» Тема исследовательского проекта: Графическое и живописное наследие М. Ю. Лермонтова Автор проекта : ученица 9 А класса МОУ СОШ 3 с. Камбулат Судавцова Анастасия Координатор проекта : учитель литературы МОУ СОШ 3 с. Камбулат Грибанова Ирина Эдуардовна
Художественное наследие Лермонтова. Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком. Помимо высокого дара поэзии и природной музыкальности, он был наделён большим талантом художника. Многие исследователи его творчества считают, что если бы он занимался живописью и графикой более серьёзно и профессионально, то, несомненно, он бы стал большим русским художником. Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком. Помимо высокого дара поэзии и природной музыкальности, он был наделён большим талантом художника. Многие исследователи его творчества считают, что если бы он занимался живописью и графикой более серьёзно и профессионально, то, несомненно, он бы стал большим русским художником.
Автопортрет Лермонтова
Живописные произведения Лермонтова Живописные произведения Лермонтова не профессиональны, они нередко грешат против правил мастерства, но все имеют только им присущую гамму красок, своеобразный аспект восприятия природы, подлинных зрительных впечатлений поэта. не профессиональны, они нередко грешат против правил мастерства, но все имеют только им присущую гамму красок, своеобразный аспект восприятия природы, подлинных зрительных впечатлений поэта.
Талант художника Лермонтова очень многогранен. Он увлекался портретом, изображая с большой достоверностью людей своего круга. Ему великолепно удавались пейзажи, как в живописи, так и графике. Лермонтов проявил себя незаурядным мастером карикатуры и анималистических зарисовок скачущих лошадей и групп всадников. Множество его работ посвящено военной тематике – это изображение поединков, сражений, вооружённых черкесов, русских офицеров и юнкеров. Талант художника Лермонтова очень многогранен. Он увлекался портретом, изображая с большой достоверностью людей своего круга. Ему великолепно удавались пейзажи, как в живописи, так и графике. Лермонтов проявил себя незаурядным мастером карикатуры и анималистических зарисовок скачущих лошадей и групп всадников. Множество его работ посвящено военной тематике – это изображение поединков, сражений, вооружённых черкесов, русских офицеров и юнкеров.
М.Ю. Лермонтов. Тифлис. Масло. 1837
М.Ю. Лермонтов. Военно- Грузинская дорога близ Мцхета. Масло. 1837
М.Ю. Лермонтов. Сцена из кавказской жизни. Масло. 1838
М.Ю. Лермонтов. Крестовый перевал. Масло. 1837–1838
Одна из лучших живописных работ Лермонтова «Крестовая гора» написана под сильными впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года. Вот как описывает свои впечатления Лермонтов в письме своему другу С. Раевскому: Одна из лучших живописных работ Лермонтова «Крестовая гора» написана под сильными впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года. Вот как описывает свои впечатления Лермонтов в письме своему другу С. Раевскому: «Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам; хандра к чёрту, сердце бьётся, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту: так сидел бы да смотрел целую жизнь». «Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам; хандра к чёрту, сердце бьётся, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту: так сидел бы да смотрел целую жизнь».
М.Ю. Лермонтов. Окрестности селения Караагач (Кавказский вид с верблюдами). Масло. 1837–1838
М.Ю. Лермонтов. Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. Автолитография, раскрашенная акварелью. 1837–1838
М.Ю. Лермонтов. При Валерике. Похороны убитых. Акварель. 1840
Одной из картин на военную тему явилось полотно «Перестрелка в горах Дагестана». Здесь Лермонтов средствами живописи сумел показать суровую обстановку военной жизни и утомительный бой русских с черкесами. Одной из картин на военную тему явилось полотно «Перестрелка в горах Дагестана». Здесь Лермонтов средствами живописи сумел показать суровую обстановку военной жизни и утомительный бой русских с черкесами.
М.Ю. Лермонтов. Перестрелка в горах Дагестана. Масло. 1840–1841
М.Ю. Лермонтов. Вид Пятигорска. Масло. 1837
М.Ю. Лермонтов. Воспоминание о Кавказе. Масло. 1838
М.Ю. Лермонтов. Кавказский вид с Эльбрусом. Масло. 1837
М.Ю. Лермонтов. Черкес. Масло. 1838
В гусарской среде, а затем и в Петербургских гостиных был известен под именем Монго Алексей Аркадьевич Столыпин – друг и родственник Лермонтова. Его изобразил Лермонтов в костюме курда в замечательной акварели. В гусарской среде, а затем и в Петербургских гостиных был известен под именем Монго Алексей Аркадьевич Столыпин – друг и родственник Лермонтова. Его изобразил Лермонтов в костюме курда в замечательной акварели.
М.Ю. Лермонтов. Алексей Аркадьевич Столыпин (Монго) в костюме курда. Акварель. 1841
М.Ю. Лермонтов. Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары. Карандаш. 1837
М.Ю. Лермонтов. Пляска грузинок на плоской кровле. Итальянский карандаш. 1837
М.Ю. Лермонтов. Тифлис. Метехский замок. Карандаш. 1837
М.Ю. Лермонтов. Скачущий всадник и наброски мужских голов. Перо, чернила. 1832–1834
М.Ю. Лермонтов. Черкес, стреляющий на скаку. Карандаш. 1832–1834
М.Ю. Лермонтов. Всадники, спускающиеся с крутого склона к воде. Карандаш. 1832–1834
М.Ю. Лермонтов. Всадник в восточном костюме со знаменем. Сепия. 1836
М.Ю. Лермонтов. Кавказский вид с арбой. Карандаш. 1837
М.Ю. Лермонтов. Вид Бештау близ Железноводска. 1837
Рисунки и картины Лермонтова, которых он создал большое количество за свою недолгую и беспокойную жизнь, – это живописные и графические дневники его жизни. Он открыл миру красоты Кавказа, всматриваясь в него зорким взглядом гениального поэта и замечательного художника. Рисунки и картины Лермонтова, которых он создал большое количество за свою недолгую и беспокойную жизнь, – это живописные и графические дневники его жизни. Он открыл миру красоты Кавказа, всматриваясь в него зорким взглядом гениального поэта и замечательного художника. «Как я любил, Кавказ мой величавый, Твоих сынов воинственные нравы, Твоих небес прозрачную лазурь И чудный вой мгновенных, громких бурь…»