Подростки и
Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки в возрасте от 10 до 14 лет. СУИЦИД - в узком, медико- биологическом смысле – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни); в психологическом - отреагирование аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек.
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.
ПРИЧИНЫ: Общей причиной суицида является социально- психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИЧИНА подросткового суицида: КРИК О ПОМОЩИ!!! Последний способ ребенка привлечь внимание к себе, к своей беде, вызвать сочувствие у окружающих.
МОТИВЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения. Боязнь позора, насмешек или унижения. Страх наказания, нежелание извиниться. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность. Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации. Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.
Признаки намерения Словесные признаки Поведенческие признаки Ситуационные признаки
СЛОВЕСНЫЕ ПРИЗНАКИ: открытые и прямые высказывания о принятом решении покончить с собой; косвенные намеки на совершение самоубийства; нездоровый интерес к вопросам смерти, увлечение литературой по вопросам жизни и смерти, частые разговоры на эту тему; высказывание своих мыслей по поводу самоубийства в подчеркнуто легкой и шутливой форме.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ: безвозмездная раздача вещей, имеющих для человека высокую значимость; налаживание отношений с непримиримыми врагами; отсутствие желание ухаживать за собой, запущенный и неряшливый внешний вид; пропуск школьных занятий, потеря интереса к привычным для ребенка увлечениям, хобби; отстранение от друзей и семьи; частое уединение, проявление замкнутости и угрюмости; безразличие к окружающему миру.
СИТУАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ: Ребенок может решиться на самоубийство, если: социально изолирован, чувствует себя отверженным; живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм- личная или семейная проблема); ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального; предпринимал раньше попытки самоубийства; имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи; перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей); слишком критически относится к себе.
ПЕРВЫЙ ТИП: Демонстративный суицид
ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ СУИЦИД В этом случае подросток не собирается на самом деле убивать себя, его цель стать замеченным. Попытки самоубийства обычно многократные, но истинным самоубийством они заканчиваются случайно.
ВТОРОЙ ТИП: Аффективный (чувствительный) подростковый суицид
АФФЕКТИВНЫ (ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ) подростковый суицид Совершается в состоянии аффекта, под влиянием сильных, но сиюминутных чувств. Если попытка самоубийства неудачна, подросток, скорее всего, не будет ее повторять.
ТРЕТИЙ ТИП: Истинный подростковый суицид
ИСТИНЫЙ ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД Подросток действительно имеет твердое намерение покончить с жизнью и обычно тщательно все планирует. Если попытка оказывается неудачной, он со временем повторяет ее.
Психологические особенности подростков, склонных к суициду Ранимость, инфантильность, острота переживаний, склонность к самоанализу, застенчивость, робость. Ранимость, инфантильность, острота переживаний, склонность к самоанализу, застенчивость, робость. Несформированность системы ценностей, неспособность адекватно перерабатывать конфликты в межличностной сфере. Несформированность системы ценностей, неспособность адекватно перерабатывать конфликты в межличностной сфере. Повышенная чувствительность, недостаток самоконтроля, импульсивность, склонность к сомнениям, неустойчивость эмоциональной сферы. Повышенная чувствительность, недостаток самоконтроля, импульсивность, склонность к сомнениям, неустойчивость эмоциональной сферы. Интровертированность, возбудимость, неустойчивость настроения, склонность к депрессиям расстройствам, неадекватная самооценка Интровертированность, возбудимость, неустойчивость настроения, склонность к депрессиям расстройствам, неадекватная самооценка Индивидуальные психологические особенности самоубийц
Особенности суицида в подростковом возрасте суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений; конфликт воспринимается как крайне значимый и атравматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение; суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»; суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, просчета.
Признаки суицидальных намерений открытые и прямые высказывания о принятом решении покончить с собой; косвенные намеки (например, «Больше я не буду никому мешать», «Скоро от меня отдохнете» и т. п.); нездоровый интерес к вопросам смерти, увлечение литературой по вопросам жизни и смерти (например, увлечении книгами о самоубийцах и т.п.), частые разговоры на эту тему;
высказывание своих мыслей по поводу самоубийства в подчеркнуто легкой и шутливой форме; безвозмездная раздача вещей, имеющих для подростка высокую значимость; налаживание отношений с непримиримыми врагами;
отсутствие желания ухаживать за собой, запущенный и неряшливый внешний вид; пропуск школьных занятий, потеря интереса к привычным для ребенка увлечениям, хобби; частое уединение, проявление замкнутости и угрюмости; безразличие к окружающему миру.
Препятствием для суицида могут быть антисуицидальные факторы личности: обесценивание самоубийства как способа разрешения проблем. Нереализованные творческие планы, осознание бессмысленности самоубийства, боязнь причинить душевную боль родным и близким, неуверенность в надёжности выбранного способа самоубийства, а также религиозные и социальные табу, связанные с проблемой самоубийства.
Модель оказания помощи: фазы вмешательства Исследование. Цель: исследование ситуации, приглашение к открытому разговору, выявление возможных мыслей о суициде. Задачи: помочь заговорить о проблемах, выразить чувства, установить контакт, определить отношение к самоубийству. Воздействие: принятие, поддержка, понимание.
Понимание. Цель: понимание причин, факторов угрозы, ресурсов личности. Задачи: достичь взаимопонимания, оценить опасность, определить имеющиеся ресурсы. Воздействие: отреагирование чувств, оценка перспектив.
Действия. Цель: построение плана действий по предотвращению суицида, планирование обязательств сторон. Задачи: поиск альтернативных решений, выбор альтернативного поведения, компромисса. Воздействие: нахождение выхода, появление надежды, выполнение мероприятий по предупреждению суицида.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА: Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка, узнайте его конкретный план совершения самоубийства. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им. Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он о самоубийстве. Постарайтесь акцентировать внимание ребенка на позитивных моментах жизни. Придайте уверенность ребенку, объясните ему, что вместе вы обязательно справитесь со своими проблемами.
СЛОВА, КОТОРЫЕ НУЖНО СКАЗАТЬ: Если ты считаешь, что твоя жизнь невыносима, попробуй изменить ее. Но не таким способом, так как самой жизни потом не будет!!! Если ты не любишь себя, попробуй найти в себе что-либо хорошее. Это хорошее всегда есть! Сконцентрируйся на положительных эмоциях. Не думай, что этим способом ты вызовешь сочувствие и огорчение родителей, друзей, любимого человека. Может быть, но ты об этом не узнаешь! Многие хотят, чтобы их спасли при попытке самоубийства. Подумай ведь этого может и не случиться! А если ты останешься на всю жизнь в инвалидном кресле? Поговори с кем-нибудь, подумай, жизнь прекрасна! Если же твой друг думает сделать это сообщи об этом кому- нибудь из взрослых. Если это все-таки произошло с твоим другом, звони 03!
ПОМНИТЕ!!! Без поддержки взрослого подросток часто опускает руки.
ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! чтобы ваш ребенок знал: ВЫ ПРИНИМАЕТЕ ЕГО ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ; ВЫ ВСЕГДА ПОМОЖЕТЕ РЕШИТЬ ЛЮБУЮ ПРОБЛЕМУ.