Консультация для педагогов ДОУ
Воспитатель – главное действующее лицо педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении ( ДОУ ). Профессиональные и личностные требования к нему в современных условиях очень высоки. Воспитатель детского сада организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию подрастающего поколения.
Рабочим инструментом воспитателя является голос, ведь именно с помощью голоса происходит коммуникативное взаимодействие между воспитателем и детьми, воспитателем и родителями, воспитателем и коллегами.
Таким образом, голоса - речевая нагрузка сопровождает воспитателя в течение всей рабочей смены (6 часов каждый день или 10 часов через день ), кроме того условия труда воспитателей содержат дополнительные факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на голос : работа то в помещении, то на свежем воздухе, постоянное заглушение шума, создаваемого детьми, перегрузка группы, жесткий режим дня, множество занятий, отсутствие релаксационных упражнений. Таким образом, голоса - речевая нагрузка сопровождает воспитателя в течение всей рабочей смены (6 часов каждый день или 10 часов через день ), кроме того условия труда воспитателей содержат дополнительные факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на голос : работа то в помещении, то на свежем воздухе, постоянное заглушение шума, создаваемого детьми, перегрузка группы, жесткий режим дня, множество занятий, отсутствие релаксационных упражнений.
Это приводит к нервному напряжению, хроническим перегрузкам, стрессам и вызывает срыв благоприятного климата в группе.
Чтобы избежать этого воспитателю необходимо ежедневно совершенствовать свои голоса - речевые возможности, охранять и беречь свой голос.
Рекомендации для воспитателей Для здоровой, нормальной работы голосавого аппарата необходим спокойный психологический климат, что исключает нервно - психические травмы и срывы. Важно знание и соблюдение правил нервно - психической гигиены, включающей мероприятия, укрепляющие и охраняющие нервно - психическую сферу.
Бережнее относиться к своему голосавому аппарату, не допускать его перенапряжения и переутомления, используя для отдыха каждую свободную минуту. После окончания рабочего дня целесообразно в течение 2-3 часов избегать продолжительных разговоров.
Очень вредно говорить на фоне громкой музыки или при работе различной техники.
Необходимо " разогревать " и " остужать " свой голос. Перед работой можно выполнить разминку, вибрационный массаж гортани и голосавую гимнастику. После большой голосавой нагрузки хорошо сделать дыхательную гимнастику с элементами аутогенной тренировки.
Большое значение имеет режим питания. Для голосавых складок вредна острая, слишком холодная или горячая пища. Чрезмерно кислая или солёная пища также раздражает слизистую оболочку. Очень вредно употребление спиртных напитков и курение, которые травмируют голосавые складки и делают их поверхность сухой, раздраженной.
Говорить нужно динамично, монотонная речь быстро утомляет голосавые складки, да и окружающим трудно слушать маловыразительную немодулированную речь. Голос говорящего должен быть достаточно громким, с удобной высотой тона. Шептать и кричать - вредно
Комплекс упражнений для совершенствования голоса - речевых навыков - Упражнения для физиологического и фонационного дыхания -
вибрационный гигиенический массаж вибрационный гигиенический массаж
упражнения для активизации и тренировки мышц гортани
-парадоксальная гимнастика А. Н. Стрельниковой -парадоксальная гимнастика А. Н. Стрельниковой
упражнения для развития силы голоса
-упражнения для тренировки умения менять высоту голоса
- на развитие всей мелодико - интонационной стороны речи
- упражнения для тренировки темпа речи - упражнения для тренировки темпа речи
Спасибо за внимание !