Фома Аквинский ( ) доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма одного из господствующих направлений католической Церкви.
Направления философии
1. движение : все, что движется, движимо кем - то ( чем - то ) дру гим следовательно, есть первичный двигатель всего Бог ; 2. причина : все, что существует, имеет причину следователь но, есть первопричина всего Бог ; 3. случайность и необходимость : случайное зависит от необхо димого следовательно, первоначальной необходимостью является Бог ; 4. степени качеств : все, что существует, имеет различные сте пени качеств ( лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) следо вательно, должно существовать высшее совершенство Бог ; - 5. цель : все в окружающем мире имеет какую - либо цель, на правляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое - то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.
Сущность ( эссенцию ) Существование ( экзистенцию )
считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога ; доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить ; сущность и существование едины только в Боге.
все состоит из материи и формы ( идеи ); суть любой вещи единство формы и материи ; форма ( идея ) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм ; форма ( идея ) есть одновременно цель возникновения вещи ; идея ( форма ) любой вещи троична : существует в Божествен ном разуме, в самой вещи, в восприятии ( памяти ) человека.
откровение и разум ( вера и знание ) - не одно и то же ( как считал Августин Блаженный ), а различные понятия ; разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.; философия и теология разные науки ; философия может объяснить только то, что познаваемо разумом ;
Основные произведения Фомы Аквинского : " Сумма теологии « " Сумма философии " (" Против язычников ") комментарии к Библии комментарии к произведениям Аристотеля.
даны пять доказательств существования Бога ; систематизирована схоластика ; закреплено разделение эссенции и экзистенции выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере ;