Тема: Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Учебные вопросы. 1. Структура РСЧС ее роль в обеспечении безопасности на территории Российской Федерации. 2. Функции МЧС России как составной части РСЧС. 3. Территориальные подсистемы РСЧС на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Вопрос 1. Структура РСЧС ее роль в обеспечении безопасности на территории Российской Федерации. Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Федеральный закон N68-ФЗ от г. (ред. от ) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изм. и доп. вступ. в силу с ).
Вопрос 2. Функции МЧС России как составной части РСЧС. -центральный аппарат; -центральный аппарат; -территориальные органы -территориальные органы -региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; -региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; -Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; -Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; -войска гражданской обороны; -войска гражданской обороны; -Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; -Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; -аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно- курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. -аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно- курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Основные задачи МЧС России Основные задачи МЧС России - выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России; - выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России; -организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; -организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; -осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; -осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; -осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России; -осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России; -осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации. -осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются: -резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; -резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; -запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва; -запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва; -резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; -резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; -резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. -резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Вопрос 3. Территориальные подсистемы РСЧС на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В соответствии с задачами, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", законами Санкт-Петербурга от N "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге" и от N "О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге", Правительство Санкт-Петербурга утвердило постановление от 2 ноября 2006 года N 1359 «О Санкт- Петербургской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» В соответствии с задачами, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", законами Санкт-Петербурга от N "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге" и от N "О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге", Правительство Санкт-Петербурга утвердило постановление от 2 ноября 2006 года N 1359 «О Санкт- Петербургской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 ноября 2006 года N 1359 О Санкт-Петербургской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций В целях совершенствования Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Санкт-Петербургская подсистема) в соответствии с задачами, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", законами Санкт-Петербурга от N "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге" и от N "О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге", Правительство Санкт-Петербурга постановляет: 1. Утвердить Положение о Санкт-Петербургской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 2. Администрациям районов Санкт-Петербурга в трехмесячный срок разработать, согласовать с Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Санкт-Петербурга (далее - Главное управление) и утвердить в установленном порядке положения о соответствующих районных звеньях Санкт-Петербургской подсистемы. 3. Признать утратившим силу распоряжение Администрации Санкт-Петербурга от N 2345-ра "О внесении изменений и дополнений в распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от N 779-р". 4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Тихонова В.В. Губернатор Санкт-Петербурга Губернатор Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко В.И.Матвиенко
Литература для самостоятельной работы Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Принят Государственной Думой 11 ноября 1994 года. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Принят Государственной Думой 11 ноября 1994 года. «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. N «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. N Приказом Минприроды РФ от 12 июля 1996 г. N 326 утверждено «Положение о функциональной подсистеме экологической безопасности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Приказом Минприроды РФ от 12 июля 1996 г. N 326 утверждено «Положение о функциональной подсистеме экологической безопасности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». «Состав сил и средств наблюдения и контроля, ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также перечень сил постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утверждены постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 924. «Состав сил и средств наблюдения и контроля, ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также перечень сил постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утверждены постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 924. «Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утверждено постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N «Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утверждено постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N «Порядок сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержден постановлением Правительства РФ от 24 марта 1997 г. N 334. «Порядок сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержден постановлением Правительства РФ от 24 марта 1997 г. N 334. «Примерное положение об органе, уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления», утвержденное пр.МЧС РФ от г. N 436. «Примерное положение об органе, уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления», утвержденное пр.МЧС РФ от г. N 436. «Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденное Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. N 953. «Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденное Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. N 953.
«Функции федеральных органов исполнительной власти по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», утвержденные постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. N «Функции федеральных органов исполнительной власти по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», утвержденные постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. N «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов». постановление Правительства РФ от 1 марта 1993 г. N 178. «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов». постановление Правительства РФ от 1 марта 1993 г. N 178. «Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций», утвержден постановлением Правительства РФ от 24 июля 1995 г. N 738. «Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций», утвержден постановлением Правительства РФ от 24 июля 1995 г. N 738. «Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны», утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841. «Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны», утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841. «Правила выделения средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 810. «Правила выделения средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 810. «Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержден постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N 1340 «Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержден постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N 1340 «Правила осуществления государственного экологического контроля должностными лицами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов», утвержденные Минприроды РФ 17 апреля 1996 г. «Правила осуществления государственного экологического контроля должностными лицами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов», утвержденные Минприроды РФ 17 апреля 1996 г. «Положение об оказании помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденное постановлением Правительства РФ от 31 августа 2000 г. N 644. «Положение об оказании помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденное постановлением Правительства РФ от 31 августа 2000 г. N 644.