Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Преображенский детский сад» Ачинский район Красноярский край РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ как одно из эффективных средств развития музыкальности дошкольников Суравешкина Наталья Владимировна, музыкальный руководитель
Задачи музыкального воспитания дошкольников Развитие певческих навыков Развитие чувства ритма
Выразительные средства, общие для речи и музыки Темп Регистр Звуковысотный рисунок Артикуляция Акценты Ритм Штрихи Тембр Динамика Фразировка Форма
Речевые упражнения Артикуляционные упражнения Упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание Развивающие игры с голосом Речевая зарядка Ритмодекламация Их общая цель: Легко и незаметно подготовить голоса детей к пению Разогреть мышцы речевого и дыхательного аппарата Обострить интонационный слух Подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков
РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ – это синтез поэзии и музыки В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма и выразительного речевого интонирования у детей
Чем достигается положительный эффект? 1. Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. 2. Базой для ритма декламации служит детский фольклор, такой близкий детям: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, стихи
Особенности ритма декламации Четкая ритмизация текста при выразительном интонировании, которое не относится к свободному чтению под музыку и чтению «нараспев». Может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов, музыкального сопровождения.
Этапы освоения ритма декламации 1 этап – Ознакомление с произведением через подражание речевой пластике педагога 2 этап – Отработка ритма, уточнение рисунка интонации 3 этап – Свободный характер исполнения с возможными самостоятельными вариантами интонирования и особым вниманием к форме и целостному восприятию поэтически- музыкального образа.
Область применения ритма декламации На музыкальных занятиях (музыкальный руководитель) На занятиях по развитию речи (воспитатель) В культурно-досуговой деятельности (все педагоги)
В результате использования метода ритма декламации: Создание атмосферы радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения Высокая активность и раскрепощенность детей Нет лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний Обучающие задачи осуществляются попутно
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!