варновая структура общества (в частности, наличие у высшей варны брахманов привилегии истолковывать священные тексты) предопределила особенности мировосприятия, в том числе особый, чрезвычайно высокий статус знания;
непрерывность и монолитность культурной традиции, нивелировавшей индивидуальное творческое начало и затруднявшей инновационный процесс, детерминировала своеобразную «безликость» древнеиндийского философствования («коллективное творчество»)
Мифологизация культуры обусловила преобладание религиозно- мифологической формы нравственного сознания.
Главное мировоззренческое событие после ведического периода возникновение (с середины I тысячелетия до н.э.), философских школ. Ортодоксальные школы (мастика) по сути повторяют главные этические представления Упанишад, не внося каких-либо существенных новаций. Наиболее интересные этические идеи представлены в неортодоксальных школах (нмастика).
Основатель - Сиддхартха Шакьямуни, впоследствии принявший имя Будда («просветленный»). o «четыре благородные истины» (жизнь есть страдание; причина страдания жажда жизни; зная причину, можно преодолеть страдание и достичь цели нирваны*; к этому ведет «восьмеричный путь спасения», представляющий собой синтез правильного познания, поведения, сосредоточения. o интерпретация главных понятий (брахман*, майя*, карма*, сансара*) преимущественно в русле идей Упанишад; o идея «срединного пути» (отказ от полярных, крайних позиций) o смысложизненное значение нравственного самосовершенствования и определение его главных ориентиров: ахимса (непричинение зла живому), запрет на ложь, воровство, клевету, насилие и т.д. o толерантность веротерпимость, демократизм (просветлению не препятствует варновая принадлежность), «языковая толерантность» (проповедовать учение можно па любом языке). Историческая судьба буддизма: раскол на махаяну и хинаяну, возникновение дзэн-буддизма, превращение буддизма в мировую религию.
Основатель Вардхамана (более известный как Джипа «победитель»). Главный источник «Сиддхаита». для спасения души из плена сансары и кармы необходима максимальная дематериализация; путь к спасению определяется «тремя драгоценностями»: совершенной верой (в Джипу), совершенным знанием, совершенным поведением. основу совершенного поведения определяют пять обетов (ахимса, запрет на ложь, воровство, потворство своим слабостям и привязанностям), которые следует исполнять буквально - крайний аскетизм. замкнутость на собственном спасении, нетерпимость к иным идейным установкам. Раскол джайнизма (оформился к I в. н.э.) на «дигам-баров» («одетые пространством») и «шветамбаров» («одетые в белое»).
Вишну в индуизме один из важнейших и наиболее почитаемых богов, хранитель мироздания; величественный и одновременно ужасный, но менее грозный, чем Шива.Шива Шива бог-творец и вместе с тем бог времени, а следовательно, и разрушения, бог плодородия и в то же время аскет, подавивший желания и обитающий высоко в Гималаях на горе Кайласе.