РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР» Лев Николаевич Толстой
«Аристократическая верхушка общества, как воплощение идеи разобщенности, жизни для себя» Лев Николаевич Толстой родился в семье, принадлежащей классу дворян. Несмотря на свое аристократическое происхождение, Толстой на протяжении всей своей жизни относился к высшему свету негативно. В своем творчестве он показывает это в романе "Война и мир". Автор со всей строгостью вершит нравственный суд над высшим светом и бюрократической верхушкой самодержавной России. Толстой срывает маски, раскрывая истинную сущность отрицательных персонажей.
Семья Курагиных Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности. Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства, безответственность за свои поступки в личной жизни - вот основные отличительные черты этого семейства. Сколько разрушений Курагины внесли в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского! Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний.
Князь Василий Сергеевич Курагин Князь Василий Сергеевич Курагин Глава семьи, важный чиновник, светский человек, много лет служит при императорском дворе и лично знаком с императрицей. На словах он был порядочным, отзывчивым человеком, но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений. Самоуверенный, равнодушный, пустой человек. Умеет пользоваться людьми. Способен на гадкие поступки. Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя выражаются они скорее в стремлении « пристроить » своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. Князь вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом свои корыстные цели.
Элен Курагина Элен - воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости. Она напоминает прекрасную, бездушную статую, олицетворяет безнравственность и порочность. Вступает в брак только ради своего собственного обогащения. Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. "Я не такая дура, чтобы иметь детей" - признается она. Еще, будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством своей личной жизни. Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела, эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу ее манер и заученности некоторых фраз и приемов. В конце концов, Элен умирает. Эта смерть - прямое следствие ее собственных интриг.
Анатоль Курагин Анатоль Курагин, по мнению Толстого, «простой и с плотскими наклонностями». Целиком свободен от соображения ответственности и последствий того, что он делает. Никакой оглядки на людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений, колебаний, сомнений - Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову.
Ипполит Курагин Князь Ипполит поражал своим необыкновенным сходством с сестрой- красавицей и еще более тем, что несмотря на сходство, он был поразительно дурен собой. Характер Ипполита может служить живым примером того, что даже положительный идиотизм выдается иногда в свете за нечто имеющее значение благодаря лоску, придаваемому знанием французского языка, и тому необыкновенному свойству этого языка поддерживать и в то же время маскировать душевную пустоту. Ипполит глуп, но он своей глупостью не приносит никому вреда, в отличие от представителей своей семьи.
Семья Друбецких Семья Друбецких состоит всего из двух человек. Княгиня Друбецкая и ее сын Борис живут бедно, хотя и принадлежат к знатной княжеской фамилии. Друбецких, можно охарактеризовать, как людей, во всем ищущих и находящих свою выгоду. Анна Михайловна ради любви к единственному сыну готова пойти на унижения не только перед князем Курагиным, но и перед кем угодно. Борис, с кажущейся снисходительностью наблюдающий за действиями матери, на самом деле тоже просчитывает каждый свой шаг, и практически ничего не делает без выгоды для себя.
Князь Борис Друбецкой С детства воспитывался и долго жил в доме Ростовых, которым приходился родственником. Борис и Наташа были влюблены друг в друга. Внешне это "высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица". С юности мечтает о карьере военного, позволяет матери унижаться перед вышестоящими, если это поможет ему. Так, князь Василий находит ему место в гвардии. Борис собирается сделать блестящую карьеру, заводит много полезных знакомств. Спустя время становится любовником Элен. Ему удается быть в нужном месте в нужное время, и его карьера и положение утверждаются особенно прочно. В 1809 году вновь встречает Наташу и увлекается ею, даже думает на ней жениться. Но это помешало бы его карьере. Поэтому он начинает искать себе богатую невесту. В конце концов женится на Жюли Карагиной.
Анна Павловна Шерер Светская львица, фрейлина императрицы Марии Федоровны. Принадлежит к кругу придворных. Дама с хорошими манерами. Героиня ловко управляет салоном, словно заведенным механизмом, где гости являются механическими куклами, которых она дергает за веревочки. Смысл ее жизни – это успешное существование ее салона. А салон для нее – это и любимое занятие, и работа, и цель существования. Все ее слова и поступки неискренни.
Адольф Берг Дворянин, немец по происхождению, спокойный и учтивый человек, любящий говорить только о себе, карьерист, исправный офицер с блестящим будущим, поручик гвардии. Хороший сын, помогает родителям деньгами и устраивает их дела. Но у Берга нет настоящих друзей, т.к. он общается только с выгодными людьми.
Отношения с Верой Ростовой В 1805 году Берг впервые видит Веру Ростову и думает о женитьбе. 4 года спустя в 1809 году начинает ездить к Ростовым и ухаживать за Верой. Берг любит Веру за ее рассудительный характер, считает её прекрасной девушкой. Ему важно получить за женой приданое. Перед свадьбой спрашивает у графа Ростова о точной сумме. Вера и ее муж Адольф очень похожи. Оба самодовольные и ограниченные люди.
Вывод Следуя правде жизни, Л. Толстой показывает, что лагерь отрицательных героев нередко весьма организован и сплочен. Отрицательные герои собираются в светские салоны, обмениваются новостями, оказывают поддержку друг другу в продвижении по карьерной лестнице. Раскрывая секрет их могущества, писатель подчеркивает, что сила отрицательных героев мнимая, потому что основывается на постоянном поиске личной выгоды, наживы и большой власти. При столкновении личных интересов в этом лагере вчерашние друзья могут оказаться заклятыми врагами, способными без всяких раздумий переступить через вчерашнюю дружбу.
КОНЕЦ Спасибо за внимание!