ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕЧИ Теручаева Асият. 3 курс ; АО ( фил ).
Лексика – это 1) совокупность слов какого - либо языка ; 2) определённый пласт речи ; 3) язык автора, писателя.
1) необозримостью, неисчерпаемостью единиц словаря, невозможностью ограничить и точно представить объём лексического материала, необходимого для овладения иностранным языком. Все количественные и качественные параметры достаточно неопределённы. 2) И в фонетике, и в грамматике можно установить системные связи и отношения, а вопрос о системности лексики дискурсивный. Специфика лексики как аспекта преподавания определяется :
Основной целью обучения лексическому материалу является формирование у учащихся лексических навыков как важнейшего компонента экспрессивных и рецептивных видов речевой деятельности.
Овладеть иноязычной лексикой : 1) усвоить ( запомнить ) значение и форму предусмотренного учебной программой минимума лексических единиц ; 2) научиться пользоваться этими единицами в различных видах речевой деятельности ; 3) научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении текстов. Т. о., лексика нужна как для осуществления продуктивной речевой деятельности ( говорения, письменной речи ), так и рецептивной ( аудирования, чтения ).
Принято выделять продуктивные и рецептивные лексические навыки. Продуктивные – навыки правильного словоупотребления и словообразования в устной и письменной речи в соответствии с ситуациями общения и целями коммуникации. Рецептивные – навыки узнавания и понимания лексических единиц в рецептивных видах речевой деятельности ( аудирование и чтение ).
Основная цель работы над лексикой на начальном этапе – формирование словаря, необходимого и достаточного для элементарного общения в учебной и обиходно - бытовой сфере ; а также обеспечение лексического наполнения для усвоения грамматики. На начальном этапе исключается многозначность, слово берётся только в 1 значении, важном, актуальном для учащихся. Исключается также синонимия, в то время как антонимия используется очень широко, т. к. антонимы употребляются в одних и тех же контекстах. Для запоминания лексики необходима её высокая повторяемость, поэтому одна и та же лексика включается во все тексты и упражнения урока. Запоминание слов носит активный характер. Почти вся лексика начального этапа – активная, пассивного словаря почти нет. Это ядро будущего словаря.
На продвинутом этапе происходит расширение словаря. В связи с этим появляются собственно лексические ошибки : смешение значений слов, неправильная сочетаемость, неправильный выбор синонима. Появляется не только нейтральная лексика, но и книжная. Также происходит работа над сочетаемостью и систематизация лексики – это её группирование по разным основаниям. При обучении необходимо учитывать системность лексики : своеобразие и многообразие типов группировки лексических единиц, их смысловые отношения, а также характер связанности и взаимодействия друг с другом.
Учебной лексической единицей должно выступать не само по себе слово, а словосочетание, лексический комплекс, который целиком усваивается и хранится в памяти учащегося, а в случае надобности он также целиком извлекается из памяти, вставляется в предложение в виде готового " блока ", получая при этом соответствующее грамматическое оформление.
Принято различать активный и пассивный лексический минимум. В активный, или продуктивный, словарь входят слова, которые учащиеся должны усвоить и употреблять для выражения своих мыслей. Пассивный, или рецептивный, словарь составляют слова, которые учащиеся должны понимать при чтении и слушании иноязычной речи. Пассивный словарь увеличивается за счёт потенциального словаря, включающего слова, о значении которых учащиеся могут догадаться по сходству с родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту.
На продвинутом этапе происходит расширение словаря. В связи с этим появляются собственно лексические ошибки : смешение значений слов, неправильная сочетаемость, неправильный выбор синонима. Появляется не только нейтральная лексика, но и книжная. Также происходит систематизация лексики – это её группирование по разным основаниям.
1. частотность ( употребительность, распространённость ). 2. тематическая ценность. м. б. не очень частотное слово, но необходимо. Например, ВЫПИСАТЬ, ПОДЧЕРКНУТЬ – это не очень частотные слова, но для занятий они необходимы. 3. широкая сочетаемость ( слова с большой сочетаемостью предпочтительней слов с редкой сочетаемостью, т. к. при ограниченном объёме активной лексики они позволяют выражать более разнообразное содержание ). При отборе активной лексики в словарь - минимум учитываются следующие принципы :
Лексику отбирают методисты, но каждый преподаватель должен вникать, почему выбирают именно эти слова. Например, пока не дана конструкция с Д. п., нельзя давать предикативные наречия ( трудно, легко и т. п.). Лексика даётся с оглядкой на грамматику и на речевые темы.