Формирование фонетических навыков речи
План роль и место фонетики в обучении иностранному языку, виды фонетических навыков; цель обучения произносительной стороне речи на разных стадиях в соответствии с программными требованиями; сравнительно-сопоставительный анализ фонологической системы иностранного и русского языков; методика обучения фонетическим навыкам английского языка.
Фонетика Раздел языкознания, изучающий способы образования звуков человеческой речи. Под фонетикой как аспектом обучения понимается звуковой строй языка совокупность всех звуковых средств, которые составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетании, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы).
Важность фонетических навыков фонетические навыки имеют смыслоразличительное значение. От неправильного произнесения всего лишь одного звука в слове оно теряет или меняет смысл и, как следствие, затрудняет коммуникацию при говорении и при восприятии речи на слух, затрудняет понимание чужой речи, соответствующей произносительной норме. фонетические навыки относятся к числу наиболее «хрупких», они больше других подвергаются деавтоматизации, т.е. разрушению в силу недостаточного или несистематического подкрепления. В результате деавтоматизации этого вида навыков появляется «соскальзывание» в произношении на нормы родного языка, фонетические навыки утрачиваются и школьники испытывают трудности коммуникативного характера.
Виды фонетических навыков Слухо-произносительные – навыки фонемной правильного произнесения всех звуков в потоке речи, понимание всех звуков при аудировании речи других. Подразделяются на: аддитивные (слуховые) собственно произносительные Ритмико-интонационные – навыки интонационно и ритмически правильного оформления речи и, соответственно, понимания речи других.
Фонемы группа, звуки которой, близки к звукам родного языка по артикуляционным и акустическим свойствам: [p, b, g, s, z, m, n и др.]. При усвоении этих звуков действует перенос из родного языка и особой работы с ними не требует; группа, в которую входят звуки отличительные от родного языка существенными признаками: [t, l, h и др.]. При воспроизведении и восприятии этих звуков особенно сильно действует интерференция, как правило, студенты произносят их как привычные звуки русского языка; группа, звуки которой не имеют аналогов в русском языке (r, w и др.) и требуют создания новой артикуляционной базы.
Особенности методики формирования фонетических навыков на различных этапах Начальный этап обучения. Происходит становление слухопроизносительных навыков, которое включает в себя: ознакомление со звуками; тренировку учащихся в их произношении для формирования навыков; применение приобретенных навыков в устной речи и при громком чтении. Превалируют устные формы работы над языковым материалом.
Средний и старший этапы обучения. Задача состоит в поддержании приобретенных навыков произношения, воспрепятствовании их деавтоматизации, а также состоит в поддержании и совершенствовании слухопроизносительных навыков.
Способы формирования фонетических навыков Имитативный способ – когда упор делается не на сознательное усвоение особенностей артикуляции, а на слуховое восприятие речи и ее имитацию. При аналитико-лимитативном подходе сочетаются различные способы создания новых звуковых образов: описание и артикуляции, и имитация.
Стадии формирования произносительного навыка Восприятие Дифференциация Имитация Изолированная репродукция Комбинирование