МЫШЛЕНИЕ
Мышление психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений. Однако в психологии существует множество других определений. Мышление высшая ступень человеческого познания ; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений ; включает в себя вывод новых суждений ( осуществление умозаключений ).
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ Исследовать мышление начали ещё античные философы и учёные, однако делали они это с позиций не психологии, а других наук, в первую очередь философии и логики. Первым из них был Парменид. В сочинении « Путь истины » он представил первое в истории европейской философии сокращённое изложение основных положений дедуктивной метафизики. При этом он рассматривает процесс мышления с точки зрения логики. C точки зрения философии он утверждает, что бытие аналогично мысли : «... одно и то же мышление и то, о чем мысль.» Парменид древнегреческий философ и политический деятель, основатель научного подхода к мышлению. Пифагор древнегреческий философ и математик, основатель мозговой теории мышления.
ФИЗИОЛОГИЯ Мышление является функцией головного мозга. Существует несколько теорий физиологии мышления. Следуя работам И. П. Павлова мысль следствие рефлекторной связи между человеком и реальностью. Для его осуществления требуется работа нескольких систем мозга. И. П. Павлов академик, лауреат Нобелевской премии ; он и его школа разработали свою теорию процесса мышления
КЛАССИФИКАЦИЯ Наглядно - действенное мышление ( Форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у детей с рождения до 1,5 лет ) Конкретно - предметное мышление ( Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование в возрасте от 1,5 до 7 лет ) Наглядно - образное мышление ( Осуществляется при непосредственном восприятии окружающей действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной памяти. Доминирует от 3 летнего до младшего школьного возраста ). Абстрактно - логическое мышление ( Мышление абстракциями категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.)
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ (КРИТЕРИИ) МЫШЛЕНИЯ Понятие отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений ; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам ; Суждение форма мышления, в которой что - либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике ; Умозаключение вывод.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ Мышление и интеллект Интеллект связан с мышлением, которое обрабатывает информацию из внешнего мира. Интеллект связан с мышлением в области решения задач, это совокупность умственных способностей, обеспечивающих успех познания. Экспериментальные исследования В начале XX века А. Бине и Т. Симон создали шкалу умственного развития Бине Симона на основе умственного возраста. Сейчас тесты исследуют мышление у людей от 2 до 65 лет. Их можно классифицировать, разделив на 3 группы. А. Бине французский психолог, один из основателей французской экспериментальной психологии, создатель текстологии
ОСНОВНЫЕ СТАДИИ МЫШЛЕНИЯ Благодаря использованию данных самонаблюдения известных учёных ( таких как Г. Л. Ф. Гельмгольц и А. Пуанкаре ), были разграничены четыре стадии творческого мышления : подготовка, созревание, озарение и проверка истинности. В настоящее время существует множество различных классификаций последовательности акта мышления. Герман Гельмгольц Немецкий физик, врач, физиолог, психолог, акустик. В Москве именем Гельмгольца назван НИИ Глазных болезней на Садово - Черногрязской улице. Википедия Родился 31 августа 1821 г., Потсдам, Германия
ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ Основные виды умственных операций : Сравнение ;Сравнение ; Анализ ;Анализ ; Синтез ;Синтез ; Абстракция ;Абстракция ; Конкретизация ;Конкретизация ; Индукция ;Индукция ; Дедукция ;Дедукция ; Классификация ;Классификация ; Обобщение.Обобщение. Процессы анализа и синтеза активно используются при сборке пазла Пример дедукции : если все берёзы сбрасывают листья зимой, значит это делает и отдельная берёза Ж. В. Ф. Пиаже автор теории о стадиях развития интеллекта
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!