Карагандинский Государственный Медицинский Университет Кафедра гигиены питания, общей гигиены и экологии
Процесс создания оптимальных гигиенических условий в лечебно- профилактических учреждениях в значительной степени также определяется особенностями планирования и застройки земельного участка, упорядочением и внутренней планировкой зданий, их благоустройством, санитарно - гигиеническим состоянием во время эксплуатации.
Соблюдение гигиенических требований в больнице: - дают возможность создать наилучшие условия окружающей среды для больных; - способствуют внедрению лечебно-охранительного режима; - предотвращают возникновение внутрибольничных инфекций; - облегчают лечебную работу медицинскому персоналу; - способствуют быстрейшему выздоровлению больных и обеспечению оптимальных условий для деятельности медицинских работников.
Для успешного лечения и быстрого выздоровления больных необходимы : благоприятное освещение оптимальная температура достаточное пространство хорошо инсолированная и вентилируемая палата удобная кровать спокойные условия окружения здоровый отдых рациональное и диетическое питание хорошее санитарно-гигиеническое обслуживание достаточное озеленение территории для прогулок на свежем воздухе полный соматический и психологический комфорт
В настоящее время существуют такие системы : Децентрализованная или павильонная Централизованная Централизованно - блочная Смешанная
Больничное заведение состоит из ряда отдельных, сравнительно небольших, малоэтажных корпусов ( павильонов ), в которых размещаются разные по профилю лечебные отделения.
Её преимуществом является хорошая изоляция отделений больницы между собой, что, в свою очередь, облегчает внедрение лечебно - охранительного режима и предотвращает возникновение внутрибольничных инфекций.
характеризуется тем, что лечебное заведение находится в одном многоэтажном здании, при этом эта система имеет ряд преимуществ : удешевляется строительство облегчается работа санитарно - технических служб сокращаются пути передвижения больных и медицинского персонала к различным диагностическим и физиотерапевтическим кабинетам.
Но и есть ряд недостатков - шум от разного вида транспорта ( лифты, каталки и др.), большой контакт между больными, меньше больные пользуются больничным садом и тому подобное.
предусматривает объединение в одном главном корпусе больницы соматических отделений, лечебно - диагностических кабинетов, лабораторий, централизованного приемного покоя и т. п. Вместе с тем, в отдельных зданиях размещаются поликлиника, инфекционное и родильное отделение, секционная и хозяйственные службы. Эта система совмещает положительные стороны децентрализованной и централизованной систем.
В настоящее время чаще применяют централизованно - блочную систему застройки, при которой больница состоит из нескольких корпусов ( терапевтического, хирургического и др.), объединенных в одно целое наземными или подземными переходами. В этом случае лучше используются позитивные стороны централизованной системы строительства.
С помощью подземных, наземных или поверхностных переходов на каталках перевозят больных, передвижную лечебно -диагностическую аппаратуру и разнообразные грузы, что позволяет более эффективно применять возможности лечебного заведения.
должен находиться с наветренной стороны и на значительном расстоянии от источников шума и объектов загрязнения воздуха. Необходимо, чтобы уровень шума на его территории в дневное время не превышал 45 дБ, в ночное - 35 дБ. Площадь земельного участка для больниц общего типа, в зависимости от общего количества коек, должна составлять от 80 до 300 м 2, для детских больниц - от 135 до 250 м 2 в расчете на 1 койку. Для больниц, которые расположены в пригородной зоне, площадь земельного участка увеличивается, по сравнению с указанными, на 15-20%.
На земельном участке выделяют ряд функциональных зон: 1. зону лечебных корпусов для неинфекционных больных 2. зону инфекционного отделения 3. зону родильного отделения 4. зону поликлиники 5. зону радиологического и патологоанатомического корпусов 6.садово-парковую и хозяйственную зоны. Участок должен иметь отдельные въезды в лечебные корпуса, хозяйственную зону и патолого-анатомическое отделение.
В состав больниц общего типа входят: 1. приемное отделение;
2. стационар с терапевтическим и хирургическим, акушерско - гинекологическим, детским, инфекционным, реанимационным, радиологическим отделениями, отделением переливания крови с банком крови и кровезаменителей, и т. п.;
Здание поликлиники располагают изолированно на расстоянии 3050 м от лечебных корпусов. Необходимо, чтобы вход в поликлинику был отдельным.
5 ) патологоанатомическое отделение с моргом ; 6) вспомогательные службы - пищеблок, прачечная с дезкамерой, центральный стерилизационный отдел, мастерские по ремонту медицинской техники и аппаратуры, гараж, овощехранилище ;
7) административно-хозяйственная часть - канцелярия, медицинский архив, библиотека и т.п.
Площадь застройки больницы должна составлять %, зона зеленых насаждений - не менее 60 % (из расчета 25 м 2 на одну койку), остальная территория - пешеходные и проезжие дороги. Ширина защитной зеленой полосы по периметру участка м.
Полосы зеленых насаждений должны быть расположенные между функциональными зонами больницы и составлять около 15 м. Санитарный разрыв между лечебными корпусами и пищеблоком, патологоанатомическим корпусом и защитной полосой зеленых насаждений - не меньше чем 30 м. Патологоанатомический отдел с моргом размещают в изолированном месте, которого не видно из окон больницы.
Перед главным входом в больницу необходимо предусмотреть благоустроенные площадки для посетителей из расчета 0,2 м 2 на 1 койку, но не менее 50 м 2, а также для автотранспорта сотрудников и посетителей – не ближе 100 м от палатных корпусов С подветренной стороны и ниже по рельефу местности, на расстоянии м от больничных зданий, располагают хозяйственный двор с центральной котельной, прачечной, дезинфекционной камерой, гаражами, складскими помещениями, овощехранилищем. Хозяйственный двор изолируют от других зон полосой зеленых насаждений шириной 810 м.
Характеристика основных отделений больницы
Поликлиника состоит из вестибюля-раздевалки, ожидальни и врачебных кабинетов. Для ожидания используются коридоры шириной не менее 3,2 м, которые хорошо освещаются и проветриваются. Минимальные размеры врачебного кабинета составляют 12 м 2, а специализированных кабинетов – м 2. Окна не должны выходить на шумную улицу и северные румбы.
В современных многопрофильных больницах количество хирургических кроватей составляет от 25 до 45 % коечного фонда больницы. Хирургическое отделение состоит из палат и операционного блока (комплекса). Хирургическое отделение
Для хирургического комплекса отводят отдельное крыло наземного или подземного этажа или размещают его в специальной пристройке, которая соединена непосредственно со стационаром или с помощью закрытого перехода. Этот вариант наиболее оптимален, потому что обеспечивает полную изоляцию от стационара Операционный комплекс должен иметь выгодное сообщение с хирургическими отделениями, анестезиолого- реанимационным, рентгенодиагностикой и стерилизационной.
Помещениеоперационного блока группируется в три зоны: стерильную, особо чистую и чистую. К первой зоне ставят наивысшие требования асептики. Это операционные, стерилизационные инструментария. Ко второй зоне принадлежат помещения, которые непосредственно связаны с операционной: предоперационная, наркозные. К третьей - помещения для хранения крови и переносной аппаратуры, протокольные, для хирурга и медицинских сестер, лаборатория срочных анализов, чистая зона санитарного пропускника. Площадь операционной должна составлять не менее м 2, высота - 3,5 м.
Стены операционной должны быть гладкими и блестящими, легко мыться и поддаваться орошению дезинфицирующими растворами. Все виды проводки и нагревательные приборы монтируются в стенах. Стены и потолок рекомендуется красить светлой матовой масляно- восковой краской, которая устраняет световые отблески и не утомляет глаза хирурга. Пол укладывают плиткой с небольшим наклоном к трапу. В операционной желательно иметь двое дверей: одни - для ввоза больного перед операцией, а вторые, в боковой стене, - для вывоза прооперированного. Окна операционной ориентируют на северные румбы. Световой коэффициент должен составлять 1:3 -1:4.
Источником общего освещения могут быть лампы накаливания и люминесцентные лампы белого цвета. Мощность ламп должна быть не меньше 200 лк (лучше лк) для обеспечения работы операционной сестры (манипуляции с иглами, материалом для швов, инструментами) и анестезиолога, который наблюдает за состоянием больного по цвету кожи и слизистых оболочек, а также за реакцией зрачков.
Нужно, чтобы микроклимат отвечал требованиям комфорта. Температура воздуха летом в операционной должна быть °С (зимой °С) при влажности %, скорость движения воздуха не должна превышать 0,1 м/с. Отопление операционной лучше устраивать водяное радиационное с расположением отопительных панелей на потолке или полу. Все оборудование, которое поступает в операционную, нужно предварительно продезинфицировать, а инструменты и материалы для перевязок - простерилизовать. Очень перспективным является метод газовой дезинфекции, например окисью этилена, однако он длится несколько часов. После операции помещения старательно убирают, тщательным образом проветривают, пол и панели моют дезинфицирующим раствором и горячей водой.
Акушерское отделение включает в свою структуру родильное и послеродовое физиологические и обсервационные отделения, отделения патологии беременных, а также отделения для новорожденных. Палатные секции здесь проектируются согласно требованиям к соматическим отделениям для взрослых.
Инфекционное отделение размещают в отдельном здании. Оно должно иметь два входа: один - для больных, второй - для персонала, доставки пищи и чистого белья. Для индивидуальной госпитализации больных применяют однокопеечные палаты с шлюзом, полубоксы и боксы. Полубокс состоит из палаты, шлюза и санитарного узла. Существенным недостатком полубокса является то, что больные попадают у него через палатный коридор. При этом возможно обсеменение воздуха коридора патогенной микрофлорой, которая может проникать в других палаты.
Полностью гарантирует от внутрибольничного заражения инфекциями, которые передаются воздушно-капельным путем, лишь индивидуальный полный бокс. Он состоит из уличного тамбура, санитарного узла, собственно палаты и шлюза. Площадь бокса на 1 койку - 22 м 2, на м 2. Палаты должны иметь площадь 7,5 м 2 на 1 койку.
В детском отделении палатные секции для детей до одного года рассчитаны на 24 койки, а для детей возраста свыше одного года - на 30 коек. Они должны иметь определенные размеры : для 1-коечных палат - (9 м 2 на 1 койку), 2- коечную- (7 м 2 на 1 койку) и 4- коечных палат (4 м 2 на 1 койку. Кроме того, секция должна еще иметь: пост дежурной медицинской сестры, столовую, помещения для матерей, игровые комнаты, помещения для дневного пребывания детей, умывальные, уборные и процедурные.
Особенную группу больничных учреждений составляют радиологические отделения. Различают шесть типов отделений: рентгенодиагностическое дистанционной лучевой терапии лучевой терапии закрытыми радиоактивными веществами, лучевой терапии открытыми радиоактивными веществами диагностическое с использованием закрытых радиоактивных веществ Смешанные отделения
Самыми распространенными радиологическими учреждениями являются рентгенодиагностические кабинеты или рентгенодиагностические отделения. Работа в них должна обеспечивать радиационную безопасность обслуживающему персоналу и людям, которые находятся в смежных помещениях. Среднесуточная доза облучения для врачей-рентгенологов должна составлять 3,5 бэр в год, а для лаборантов - 3 (при ПДД-5 бэр).
Радиологические отделения других типов размещают в изолированной пристройке или отдельном здании. Их планирование предусматривает четыре группы помещений: для диагностики открытыми источниками ионизирующих излучений, лучевой терапии открытыми и закрытыми изотопами, дистанционной лучевой терапии.
Палатная секция и ее характеристика
Палатная секция - основная структурная единица лечебного отделения, главным заданием которой является сохранение гигиенического комфорта и удобства обслуживания больных. Она рассчитана на 30 коек, в частности 1-коечных (площадью 9 м 2), 2- и 4-х коечных (площадью 7 м 2 на одну койку) палат.
В палате должны быть не больше 4 коек. В таких палатах наиболее удобно располагать койки параллельно к светоносной стене. Это улучшает обзор больных, проведения разных медицинских манипуляций, изменение постельного белья, уход за пациентами, создает одинаковые параметры воздушной среды и инсоляции.
В палатах расстояние между кроватями должно быть не меньше, чем 0,8-1,0 м. Койки ставят на расстоянии не ближе, чем 0,9-1,0 м от внешней стены. Кроме кроватей, в палате должны быть прикроватные тумбочки, стулья, стол, вешалка. Необходимо, чтобы в палатной секции для взрослых были еще и такие помещения: пост дежурной медицинской сестры (4-6 м 2), кабинет врача (10 м 2), процедурная (13-18 м 2), клизменная (8 м 2), столовая (18 м 2), место дневного пребывания больных (15 м 2), санитарный узел.
Соединяет все помещения коридор. Коридор может быть с односторонней (боковой), двусторонней (центральный) и частично двусторонней застройкой. Гигиенические преимущества имеет светлый, хорошо вентилируемый, с боковой застройкой коридор. Ширина коридора должна быть не меньше, чем 2,4 м, что обеспечивает свободное разворачивание кроватей или носилок.
Койки 1-го класса предназначены для реанимации и интенсивного лечения: их доля достигает 20 % относительно всех коек. Это наиболее стоимостные и оснащенные койки и нуждаются в соответствующем штатном обеспечении. Койки 2-го класса - для обновительного лечения. Ориентировочно их доля составляет 45 % всего коечного фонда. Койки 3-го класса - для длительного лечения больных с хронической патологией. Составляют 20 % всего коечного фонда. Койки 4-го класса - для медико-социального назначения. Их менее всего - 15 %. койки 2-го и 3-го классов составляют две трети всего коечного фонда (65 %). Они могут быть организованы в виде дневных стационаров или стационаров на дому.
Пост дежурной медсестры размещают около процедурной и палат на одну кровать, предназначенных для тяжелобольных. С поста должно быть видно коридор, вход к палатам и вспомогательные помещения. Расстояние от поста к палатам, которые обслуживаются, не должна превышать 15 м.
Пост оборудуют столом, двумя шкафами (для историй болезней, медикаментов и материала для перевязок), стерилизатором, холодильником, умывальником, телефоном, сигнализацией для вызова из палаты медперсонала и двусторонней разговорной (или видеоразговорной) связи сестры и больного.
Характеризуя особенности санитарно-гигиенического режима и условия внешней среды в палатах и других помещениях лечебно-профилактических учреждений, необходимо отметить, что наилучшими видами отопления является централизованное водяное и лучевое. Температура воздуха в палатах общего профиля должна составлять 20 С, а в реанимационных, ожоговых, послеродовых палатах и палатах для детей - 22 С, в кабинетах врачей и манипуляционных - 20 С. Относительная влажность воздуха - в пределах %, скорость движения воздуха - в пределах 0,2-0,3 м/с.
Интенсивность естественного освещения в палате зависит от площади и формы световых разрезов, ориентации дома относительно сторон горизонта, состояния небосклона, расстояния от других домов и зеленых насаждений. Оптимальной ориентацией для умеренных широт считают южную и юго-восточную. Величина естественного освещения зависит также от глубины помещения, которая должна быть не больше 5 м.
Санитарный узел должен быть оснащенный умывальником, ванной, уборной и вспомогательным помещением. Нужны три вида уборной: мужской с писсуаром, женский с восходящим душем и для медицинского персонала. Чтобы запахи из санитарного узла не проникали в палатный коридор, его обеспечивают вытяжной вентиляцией, а не вентилируют через форточки или открытые окна. Помещения санитарного узла должны иметь естественное освещение, полы укладывают плиткой, панели высотой не менее 1,8 м красят масляной краской, а еще лучше облицовывают плиткой.
На сегодняшний день одной из основных задач Министерства здравоохранения и социального развития РК является не только разработка гигиенических требований к оборудованию и эксплуатации ЛПО, но и контроль строго соблюдения данным нормам т. к. отклонения даже от одного показатели, может нарушить целостную систему всего ЛПО, влияющее в первую очередь на здоровье пациентов.
Пивоваров Ю. П. « Гигиена и основы экологии человека » 2006 год Бардов В. Г. « Гигиена и экология » 2003 год Стожаров А. Н. « Медицинская экология » 1997 год