Реабилитация пациентов с забореваниями нервной системы Автор: Немчинова Оксана Группа 221 Москва 2016 Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы «Медицинский колледж 5 филиал 1 Департамента здравоохранения города Москвы»
Заболевания нервной системы: Периферическая НСЦентральная НС Головной и спинной мозг Черепно-мозговые и спинномозговые нервы, нервные узлы (ганглии) и сплетения, лежащие вне спинного и головного мозга Заболевания: 1. Невралгия 2.Межрёберная невралгия 3. Паралич Белла 4. Полиневрит 5. Гемифациальный спазм 6. Синдром запястного канала Забол.-я головного мозга: 1. Болезнь Альцгеймера 2. Рассеянный склероз 3.Черепно-мозговая травма 4. Энцефалит Расмуссена 5. Эпилепсия и др. Инфекц.-е забор.-я ЦНС: 1. Нейроинфекция 2. Бешенство 3. Клещевой энцефалит 4. Полиомиелит и др.
Роль среднего медицинского персонала в реабилитационных мероприятиях Роль среднего медицинского персонала в реабилитационных мероприятиях Комплексность лечебно- восстановительных мероприятий требует участия в них представителей многих специальностей, не только среди врачей, но и среднего медицинского персонала. Сюда относятся: медицинские сестры, инструкторы по лечебной физкультуре, инструкторы по трудотерапии, массажисты, психологи.
Роль среднего медицинского персонала в реабилитационных мероприятиях Роль среднего медицинского персонала в реабилитационных мероприятиях Слаженная и четкая работа среднего медицинского персонала во многом способствует повышению эффективности лечения больных. Медицинская сестра осуществляет систематическую помощь врачу в проведении психологической подготовки больных к активному восстановительному лечению.
Роль среднего медицинского персонала в реабилитационных мероприятиях Роль среднего медицинского персонала в реабилитационных мероприятиях Медицинская сестра наблюдает за выполнением последовательной системы реабилитационных мероприятий, помогает в их выполнении врачу и другим специалистам (методисту по лечебной физкультуре, труда терапевту, психотерапевту). Медицинская сестра, работающая в реабилитационном отделении, должна быть не только хорошо осведомлена о задачах применяемых лечебных процедур и методик, но и сама владеть ими, чтобы иметь возможность контролировать выполнение заданий, осуществляемых больными самостоятельно.
Роль среднего медицинского персонала в реабилитационных мероприятиях Роль среднего медицинского персонала в реабилитационных мероприятиях Большую роль для успешной работы также имеет создание дружеской атмосферы в отделении, установление контактов между больными и медицинским персоналом, а также с родственниками больных. На обязанности медицинской сестры лежит и патронажная помощь на дому, посещение больных, выписанных из восстановительного отделения.
Клиническая картина при забореваниях нервной системы Клиническая картина при забореваниях нервной системы складывается из сочетания двигательных, чувствительных, вегетативных, речевых и других нарушений. Характер наблюдаемых расстройств и степень их выраженности заметно варьируют при различных забореваниях.
Восстановительное лечение неврологических больных В восстановительном лечении неврологических больных, у которых чаще встречаются различные физические дефекты, основное внимание концентрируется на восстановлении нарушенных функций. Комплексное, последовательное применение дифференцированных методов лечения, предусматривающих воздействие на личность больного, с целью активизации его участия в восстановительных мероприятиях, широкое использование психосоциальных методов: психотерапии, трудотерапии, культура терапии и др.
Восстановительное лечение неврологических больных Наряду с такими специальными методами, как психотерапия, трудотерапия и культуротерапия также освещаются: методы лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии, лекарственного лечения.
ЛФК В связи с тем, что ведущее значение в клинической картине забореваний НС занимают нарушения движений, основная задача ЛФК сводится к нормализации двигательной деятельности больного. Эта задача может быть решена путем применения комплексных воздействий, способствующих нормализации всех сторон двигательной деятельности больного, с включением упражнений, направленных на: нормализацию позно-тонических реакций, начиная от ослабления спастического напряжения отдельных мышц и заканчивая развитием (формированием) сложных движений; борьбу с патологическими двигательными стереотипами (синкинезии, заместительные движения); укрепление всей мышечной системы больного и увеличение подвижности суставов; стимуляцию произвольных движений конечностей; обучение стоянию и самостоятельной ходьбе.
ЛФК Предложено несколько систем ЛФК, применяющихся в комплексном лечении больных: система аналитических гимнастик; система использования комплексных движений; функциональный метод восстановления нарушенных функций.
ЛФК Несмотря на различие методических приемов, для восстановления движений системы ЛФК используют следующие принципы: Аналитический принцип тренировки с избирательным сокращением определенной мышцы при исключении замещений и синкинезии. Постепенное увеличение мышечной нагрузки за счет исходных положений, отягощений, сопротивлений, количества повторений. Щажение паретичных мышц (с предупреждением их усталости и растяжения). Использование постуральных (для равновесия) и других рефлексов.
Массаж В клинической практике широко используется комбинированное применение различных видов рефлекторного массажа и физических факторов. Смысл сочетания и комбинирования массажа с другими физическими и медикаментозными видами лечения заключается в создании оптимальных условий для массирования и повышения его эффективности. Рефлекторный массаж – один из распространенных видов массажа, заключающийся в физическом воздействии на рефлекторные зоны поверхности кожи.
Массаж Сочетание рефлекторного массажа с различными средствами ЛФК показано при большинстве забореваний НС: центральных спастических и вялых периферических параличах, неврологических синдромах, остеохондрозе позвоночника и др. При центральных спастических параличах, являющихся следствием поражения головного и спинного мозга, необходимо именно сочетание точечного массажа с физическими упражнениями, выполняемых в рамках одной процедуры массажистом и методистом ЛФК. При неврите лицевого нерва применяются специальные физические упражнения, направленные на тренировку мимических мышц, сочетая с лечебным или точечным массажем.
Массаж Оптимальная последовательность сочетанного массажа: процедура начинается с мягких приемов лечебного массажа (приемы поглаживания и растирания); затем проводятся приемы сегментарно-рефлекторного массажа; процедура заканчивается повторением мягких приемов лечебного массажа. Различные виды массажа успешно комбинируются с физическими факторами. Тепловые процедуры оказывают миорелаксирующее, спазмолитическое, рассасывающее и болеутоляющее действие при подострых и хронических болевых синдромах, уменьшают судорожную активность поперечно-полосатых мышц, усиливают процессы тканевого обмена и регенерации.
Физические факторы Различные виды массажа успешно комбинируются с физическими факторами. Тепловые процедуры оказывают миорелаксирующее, спазмолитическое, рассасывающее и болеутоляющее действие при подострых и хронических болевых синдромах, уменьшают судорожную активность поперечно-полосатых мышц, усиливают процессы тканевого обмена и регенерации. Комбинация теплолечения с точечным и (или) лечебным массажем показана при центральных спастических параличах, осложненных формах неврита лицевого нерва, полиневрите, спастической кривошее.
Эрготерапия (трудотерапия ТТ). Основной целью арго терапевтического лечения больных с забореваниями НС - побуждение их к осознанным активным действиям и восстановление способности к независимой жизни: самообслуживанию, продуктивной деятельности и отдыху. Выделяют 4 основных вида эрготераиии (в основном для постинсультных больных): моторно-функциональная ТТ, призванная улучшить моторные возможности, выносливость пациента; сенсомоторной-перцептивная ТТ предназначена для улучшения чувственного восприятия, регуляции тонуса, координации движений; нейропсихологические методы улучшают когнитивные возможности, концентрацию, внимание, реакцию; психофункциональные методы улучшают ситуативное поведение, способствуют укреплению мотивации и коммуникации.
Шкалы для оценки степени выраженности периферического пареза приведены в таблицах
Шкала инсульта Национального института здоровья (The National Institute of Health\NIH Stroke Scale)
Шкала НИИ неврологии РАМН Шкала НИИ неврологии РАМН
Использованные интернет-источники:
Спасибо за внимание!