Белый город на Каме - Набережные Челны
Набережные Челны (Яр Чаллы) - город с богатым историческим прошлым. Сегодня в городе Набережные Челны проживают представители более 80 национальностей, организованы и действуют 17 национально-культурных общин. Их деятельность в первую очередь направлена на решение проблем возрождения и развития языка, культуры, традиций и обычаев своих народов. Набережные Челны город молодой - здесь более 100 тысяч детей, из них около 20 тысяч - студенты. Набережные Челны и прилегающий к нему парк-заповедник "Нижняя Кама", расположенный неподалеку от города Елабуга, являются одним из перспективных центров развития туризма. Национальный парк «Нижняя Кама»
История города Первые населения, судя по раскопкам археологов, на территории Набережных Челнов, были основаны племенами ещё в середине трех тысячного года до н.э. в эпоху бронзового века. Тогда эта земля входила в Волжскую Булгарию. По документам, сохранившимся в государственных архивах, Набережные Челны в русских летописях впервые упоминаются в 1626 году. В 1626 году в дворцовом селе Елабуге образовалась "община из новых крестьян елабужан" во главе с Федором Поповым. В том же году "Попов с пятью дружественным семейством, перейдя через реку Кама, засел на готовые дома". Поселение, основанное в 1626 г. первоначально носило название Чалнинский починок. Позднее Береговые, Бережные и, наконец, Набережные Челны.
По переписи 1647 года вокруг Челнинского починка сформировалась целая группа поселений: 10 деревень и починков. В них проживало 683 крестьян и бобылей мужского пола. В 1650 году по приказу царя Алексея Михайловича на реке Чалне при впадении в реку Каму был построен казацкий укрепленный Чалнинский городок - для оберегания от приходов калмыцких и ногайских воинских людей.
Местность в долине реки Камы была богата на озера и пойменные луга, но сегодня все эти места затоплены Нижнекамским водохранилищем или же засыпаны грунтом, на котором возведены здания. Четыре-пять столетий назад, эти места были покрыты могучими лесами, самым ценным из которых был сосновый лес. Издревле здесь заготавливали мачтовую сосну, из которой строили суда. В настоящее время леса вокруг города относятся к Государственному национальному заповеднику.
Население в 1847 г человек. Основным населением Набережных Челнов были русские и татары. В селе были правильные ряды хлебных амбаров. Бережные Челны вели активную торговлю хлебом. Наивысший размах хлебная торговля приобрела в начале ХХ века. Около 80% хлеба из Челнов отправлялось в Рыбинск. Наиболее крупные обороты имели торговые дома "И.Г.Стахеев и сыновья", "Братья Халфины", В.Г.Стахеева "Наследники", "Бушмакин с сыновьями", Камско- Вятское торговое товарищество и др. Символом города стал крупнейший в России речной элеватор емкостью 2 млн. пудов хлеба.
Выгодное географическое положение, сосредоточие в этих местах запасов хлеба и другого продовольствия привело к тому, что в гражданскую войну здесь проходили ожесточенные бои между частями Красной и Белой армии. В период военных действий с белочехами (1918 г.), армией адмирала Колчака (1919 г.) завоевания советской власти отстаивали бойцы и командиры Восточного фронта, Волжско- Камская военная флотилия, партизанский отряд московских рабочих. В годы Великой Отечественной войны Челнинский район находился в тылу страны. Около 14 тысяч челнинцев ушли на фронт, из них 8,5 тысяч не вернулись обратно. В первые годы войны в город было эвакуировано 8 детских дома, 4 из них остались в городе, 4 распределили по району. На базе Тарловского санатория развернут эвакогоспиталь Из Вышнего Волочка эвакуирован ткацкий комбинат. За годы Великой Отечественой войны 12 наших земляков были удостоены звания "Герой Советского Союза", а один человек стал полным кавалером Ордена Славы. Более 2800 человек были награждены орденами и медалями СССР.
Строительство «КАМАЗ» В это же время у старой Мензелинской дороги был заложен бетонный прямоугольник с надписью "Здесь будет построен Камский автомобильный батыр". 14 июля 1969 г. в Набережные Челны приезжает госкомиссия для утверждения окончательного варианта строительной площадки под КамАЗ. 13 декабря 1969 года Набережные Челны проснулись знаменитыми. В этот день экскаваторщик Михаил Носков подцепил ковшом своего экскаватора и ссыпал в кузов самосвала груду мерзлой земли. С этой груды началось строительство Кам АЗа. В конце февраля 1974 г. был поднят и закреплен последний 50-тонный блок автомобильного завода. В оснащении Кам АЗа приняли участие более 700 инофирм: американские "Свинделл-Дреслер", "Холкрофт"; германские "Буш", "Хюллер"; итальянские "Морандо", "Фата"; французский "Рено"; шведский "Сандвик"; японские "Камацу", "Хитачи".
85 Лет строим вместе, 85 Лет живем вместе. Набережные Челны!