Образ Петербурга в романе Ф.Н. Достоевского «Преступление и Наказание» Работу выполнили: Ученики 10 – Е класса МБОУ «СОШ 8» Юрьева Оксана Товкач Виктория Никулин Кирилл Шевчук Роман
«…Петербург, не знаю почему, для меня всегда казался какою-то тайною. Еще с детства, почти затерянный, заброшенный… я как-то всё боялся его». Ф.М.Достоевский
Образ Петербурга является одним из наиболее важных в романе. Прежде всего это место действия, на фоне которого разворачиваются события. В то же время образ столичного города имеет некоторую философскую перспективу. Разумихин, рассуждая о причинах пороков в обществе, говорит о Петербурге как о среде. Таким образом, в романе ставится вопрос о влиянии среды на человека, в данном случае о влиянии Петербурга на Раскольникова и на появление его теории.
С одной стороны, Достоевский создает образ вполне конкретного города в определенный период времени. Отличительной особенностью является топографическая точность изображения города, упоминание реальных мест, достопримечательностей Петербурга. Это создает эффект сопричастности происходящему, придает ощущение реальности.
Даже жара, духота исторически верные мотивы, современники отмечали необычайную жару в Петербурге летом 1865 года. С другой стороны, автор создает странную атмосферу полуяви; следуя за героем, читатель теряет ощущение реальности и не видит ее границ. Мотивы жары и духоты становятся характеристиками состояния как героя, так и города, общества.
Духота, на которой акцентирует внимание автор, это символ безысходности, бесперспективности положения героев. Они мечутся по городу и не могут спастись от жары, духоты, ставших частью общей атмосферы романа. С описанием каморки Раскольникова в романе появляется мотив тесноты, стесненности. Пульхерия Александровна сравнивает комнату сына с гробом, и это неудивительно. На аршине пространства живут и другие герои романа: Мармеладовы, Соня.
Это герои самые униженные и оскорбленные в романе, а Лизавета, самое беззащитное и забитое существо в романе, вообще не имеет собственной комнаты, так как она живет с сестрой. Теснота явление не только материальное, ведь все герои романа чувствуют себя стесненно, дискомфортно в духовном плане. Еще один мотив, который постоянно выделяет автор, это мотив грязи на улицах, и не только. Петербург предстает как город контрастов: серость, грязь, теснота, вонючий, пыльный; зараженный городом воздух с одной стороны, и величественные здания, прекрасные фонтаны с другой.
Не случайно Раскольников задумывается о фонтанах, когда идет на убийство. Фонтаны дают живительную, очищающую влагу, которой недостает в душном городе. Возможно, Раскольников надеется, что его убийство станет таким спасительным фонтаном для него самого и его близких. Мотив воды, однако, принимает зловещий характер: в реке пытается утопиться пьяная женщина.
С урбанистическим пейзажем в роман входят картины нищеты, пьянства, бедствий низших слоев общества. Автор поднимает проблемы, актуальные для современного ему Петербурга, и дает им иное освещение, отличное от официального, традиционного, при помощи теории Раскольникова. Наиболее важными проблемами отягощена семья Мармеладовых. В этом Преступление и наказание перекликается со стихотворением Н. А. Некрасова Утро: те же проблемы пьянства, проституции, дуэлей, экономического расслоения городских жителей, мотив самоубийств.
В романе оканчивает жизнь самоубийством Свидригайлов, другие герои делают попытки, пьет и погибает пьяным под колесами экипажа Мармеладов, пошла по желтому билету Соня и в общем-то то же самое собиралась сделать Дуня, заставляет просить подаяние своих детей Катерина Ивановна. Все эти герои непосредственное окружение Раскольникова, город с его проблемами является той средой, в которой создается и находит себе применение теория Раскольникова.
Петербург становится той сценой, на которой проходит жизнь героев. На улицы большого города выходят герои романа: и Катерина Ивановна с детьми, и Сонечка, и даже Раскольников приходит на Сенную, чтобы покаяться перед всеми, признаться; до этого он много бродит по улицам города, и то, что он видит, неприятно поражает его. Таким образом, автор создал в романе необычайный образ Петербурга конкретную социально-бытовую картину и город символов одновременно.
Традиция изображения Петербурга как города контрастов, города таинственного и в то же время конкретно реалистического, узнаваемого идет в русской литературе от Н. В. Гоголя, писателя натуралистической школы; Петербург Достоевского вместе с образом крупного столичного города ввел в роман особую атмосферу духоты, тесноты, грязи, жалкого существования героев и их проблем.
Петербург, с одной стороны, та среда, в которой существуют герои, в которой берет свои социальные истоки теория Раскольникова. Хотя причина преступления главного героя заключается не в том, что эта среда заела, но, безусловно, атмосфера Петербурга психологически подтолкнула Раскольникова к преступлению.
Спасибо за внимание!