Тема 7. Эксплуатация электрических машин Общие сведения об электрифицированном промышленном оборудовании
Трехфазный асинхронный двигатель
Статор 1. Станина 2. Сердечник 3. Обмотка Основное назначение обмотки статора – создание в машине вращающего магнитного поля.
Короткозамкнутый ротор 1 – вал 2 – сердечник ротора 3 – стержни 4 – торцевые кольца
АД с фазным ротором 1 – станина 2 – обмотка статора 3 – ротор 4 – контактные кольца 5 - щетки
Паспортные данные АД На щитке машины, закреплённом на станине, приводятся данные: Pн,Uн,Iн,nн, а также тип машины. Pн – это номинальная полезная мощность (на валу) Uн и Iн – номинальные значения линейного напряжения и тока для указанной схемы соединения. Например, 380/220, Y/, IнY/Iн. nн – номинальная частота вращения в об/мин.
ПРИЕМКА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
Виды электродвигателей. Устройство и принцип работы АД
1. Обозначить вид соединения обмоток ЭД 2. Что изображено на рисунке ?
Назовите элементы ЭД, объясните их назначение
Регулирование частоты вращения изменением частоты тока в статоре. Этот способ регулирования (частотное регулирование) основан на изменении синхронной частоты вращения n1 = f1 60/ р.
Эксплуатация ЭД по ПТЭЭП 1. Какая маркировка должна быть нанесена на электродвигатели и пускорегулирующие устройства? 2. Что необходимо обеспечить при кратковременном перерыве в питании электродвигателей? 3. Кем должен быть утвержден перечень ответственных механизмов, участвующих в самозапуске? В каких пределах должно поддерживаться напряжение на шинах РУ? 4. В каких пределах должно поддерживаться напряжение на шинах РУ? 5. При каком изменении частоты питающей сети допускается работа электродвигателей с номинальной мощностью? 6. При каком условии должна сохраняться номинальная мощность электродвигателей при одновременном отклонении напряжения – до 10 % и частоты – до 2,5 % номинальных значений? 7. При каких условиях разрешается пускать электродвигатели с короткозамкнутым ротором из холодного и из горячего состояний?
Эксплуатация ЭД по ПТЭЭП 8. В каком случае не разрешается повторное включение электродвигателей? 9. Какая должна быть вибрация подшипников электродвигателей, сочлененных с механизмами при отсутствии таких указаний в технической документации? 10. В каких случаях допускается работа агрегатов с повышенной вибрацией подшипников электродвигателей, сочлененных с механизмами? 11. В каких случаях электродвигатели должны быть немедленно отключены от сети? 12. Кто определяет периодичность капитальных и текущих ремонтов электродвигателей?
Работы по обслуживанию электродвигателей При работе, связанной с прикосновением к токоведущим частям электродвигателя или к вращающимся частям электродвигателя необходимо остановить электродвигатель и на его пусковом устройстве повесить плакат «Не включать! Работают люди». При работе на электродвигателях или приводимом им в движение механизме снятие напряжения должно быть отключением коммутационных аппаратов, а при наличии в схеме предохранителей - снятием последних. Токоведущие жилы кабеля должны быть соединены вместе и заземлены. Перед допуском к работе на электродвигателях насосов и вентиляторов, если возможно вращение электродвигателя от соединенных с ним механизмов, должны быть закрыты и заперты на замок задвижки этих механизмов, а также приняты меры по затормаживанию роторов электродвигателей. Запрещается снимать ограждения вращающихся частей электродвигателей во время их работы.
Операции по отключению и включению электродвигателей напряжением выше 1000 В пусковой аппаратурой с приводами ручного управления должны производиться с изолирующего основания с применением диэлектрических перчаток. Обслуживать щеточный аппарат работающего электродвигателя допускается единолично обученному лицу с группой III. При этом необходимо соблюдать следующие меры безопасности: работать в головном уборе и застегнутой спецодежде, остерегаясь захвата ее вращающимися частями машины; пользоваться диэлектрической обувью или резиновыми ковриками; не касаться руками одновременно токоведущих частей двух полюсов или токоведущих и заземленных частей. Включение электродвигателя для опробования до полного окончания работы производиться после вывода бригады с рабочего места. После опробования проводиться повторный допуск с оформлением в наряде. Работы по обслуживанию электродвигателей
Тема 7. Эксплуатация электрических машин Практическое занятие 8 Изучение способов сушки изоляции обмоток электродвигателей Цель занятия: Формирование ПК 1.1. Организовывать и осуществлять эксплуатацию электроустановок промышленных и гражданских зданий Формирование ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
статорроторякорьиндуктор 2 валстаторщеткиротор 3 обмоткавалякорь 4 кольцащеткивалстатор 1 2 ротор 3 обмотка 4 вал
1. Обозначить вид соединения обмоток ЭД 2. Что изображено на рисунке ?
Что это?
1. Что такое R 60 и R 60 / R 15 ? 2. В каких случаях возникает необходимость сушки эл. машин? 3. В чем заключаются подготовительные работы к сушке эл. машин? 4. При каких условиях сушка считается законченной?
5. Сушка методом «Внешний нагрев» 6. Сушка инфракрасными лучами 7. Метод индукционных потерь в стали статора с использованием вала в качестве намагничивающего витка 8. Метод индукционных потерь мощности в активной стали статора с помощью специальной намагничивающей обмотки 9. Метод потерь на вихревые токи
Самостоятельная работа Вариант 1 1. Что такое R 60 ? 2. Сушка методом «Внешний нагрев» Вариант 2 1. Что такое R 60 / R 15 ? 2. Метод индукционных потерь в стали статора с использованием вала в качестве намагничивающего витка Вариант 3 1. В каких случаях возникает необходимость сушки эл. машин? 2. Сушка инфракрасными лучами Вариант 4 1. В чем заключаются подготовительные работы к сушке эл. машин? 2. Метод индукционных потерь мощности в активной стали статора с помощью специальной намагничивающей обмотки