ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСВЕННОСТЬ ГОС. СЛУЖАЩИХ Бажбанова Б.С. Ю-24С
Согласно Закона Республики Казахстан «О государственной службе», государственный служащий может быть подвергнут дисциплинарному взысканию за:Закона виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него обязанностей; совершение коррупционного правонарушения, наказуемого в дисциплинарном порядке; превышение должностных полномочий; нарушение Кодекса чести (Правил служебной этики) государственных служащих нарушение государственной и трудовой дисциплины; за несоблюдение установленных Законом «О государственной службе» ограничений, связанных с пребыванием на такой службе, передает Аstananalog.kz.Аstananalog.kz Дисциплинарная ответственность на государственных служащих РК
По ответственности за их совершение подразделяются на дисциплинарные проступки, административные правонарушения и преступления. Совершение коррупционного правонарушения, наказуемого в дисциплинарном порядке считается дисциплинарным проступком служащего и влечет за собой применение дисциплинарной ответственности.
В рамках дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения на государственного служащего налагаются следующие взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии, отказ в наделении соответствующими полномочиями, освобождение от выполнения государственных функций, понижение в должности; 5) увольнение с занимаемой должности.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Нередко нарушение должностных обязанностей одновременно признается и административным, и дисциплинарным проступком, т.е. их составы дублируются, например, в отношении военнослужащих. От вида и тяжести административного проступка зависят форма и объем санкций, однако во всех случаях вина признается необходимым элементом административного проступка должностного лица. Нет вины - нет и административного проступка. Нередко должностное лицо либо предвидит наступление вредных последствий своих действий (бездействий), но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Неосторожная вина также признается элементом состава административного правонарушения. Когда должностное лицо не должно было и не могло предвидеть вредные последствия своих действий (бездействия), оно освобождается от административной ответственности.административного правонарушения
Особенно выделен вопрос об административной ответственности военнослужащих и государственных служащих, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Эти категории госслужащих несут ответственность по дисциплинарным уставам. Однако за нарушение правил режима государственной границы РК; пограничного режима; режима в пунктах пропуска через государственную границу РК; правил дорожного движения, охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов; таможенных правил, а также за контрабанду данные категории госслужащих несут административную ответственность на общих основаниях. Госслужащие, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях - административную ответственность на общих основаниях.
Ответственность должностных лиц наступает за нарушение обязательных правил не только своими действиями, но и за правонарушения, которые представляют собой упущения по службе. Данные упущения могут выражаться в даче подчиненным указаний, не соответствующих общеобязательным правилам, а также в непринятии мер по обеспечению этих правил подчиненными лицами, когда обеспечение их соблюдения входит в круг должностных обязанностей привлекаемого к ответственности должностного лица.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Уголовные преступления государственных служащих - это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления. Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется не законодательством о государственной службе, а исключительно Уголовным кодексом РФ. Уголовное преследование госслужащих возбуждается по заявлению третьих лиц или по требованию администрации государственного органа. Любое уголовно наказуемое деяние по службе одновременно признается нарушением обязанностей государственного служащего. Как граждане РК госслужащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. При этом не имеет никакого значения наличие государственно- служебных отношений и оно не учитывается при привлечении к уголовной ответственности за преступления, не связанные с исполнением служебных обязанностей (преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой жизни и т.д.). Госслужащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенные ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым.преступления против жизни и здоровья
В УК РК имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только госслужащие - как должностные, так и не должностные лица. Основные из них: 1) злоупотребление должностными полномочиями - использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 2) превышение должностных полномочий - совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) незаконное участие в предпринимательской деятельности - если в результате незаконного участия в предпринимательской деятельности организация, в которой участвует должностное лицо, получила льготы и преимущества либо какое-нибудь покровительство в другой форме; 4) получение взятки - получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействия) в пользу взяткодателя; 5) дача взятки - дача взятки должностному лицу лично или через посредника; 6) халатность - неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе; 7) контрабанда - перемещение в крупном размере через таможенную границу РК товаров или иных предметов, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения и др.