В книге содержатся рекомендации по интересующим воспитателя детского сада вопросам педагогического общения, экологического воспитания дошкольников, ознакомления их с явлениями общественной жизни и др. Поэтому в книге содержится 3 раздела: Дети и взрослые Дети и мир природы Дети и общество
Раздел «Дети и мир природы» начинается с 5 беседы «О любви к живому». Автор Н. Ф. Виноградова предлагает ознакомить детей с миром природы в следующей последовательности: «Человек – живое существо» «Человек и животные – живые существа» «Растение – живое существо»
Беседа 6 «Труд детей в природе» Автор выдвигает требования к организации трудовой деятельности дошкольников: 1) Приступая к трудовому процессу, ребёнок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. 2)В процессе труда в природе должны совершенствоваться трудовые навыки и умения природоохранного характера.
Беседа 7 «Учите детей сомневаться» Отношения «ребёнок – взрослый» должны строиться на соучастии в деятельности. Вести дошкольника к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем партнёрству и, наконец, к сотрудничеству. Решение познавательных задач – путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить.
Беседа 8 «Маленький эколог» Растения и животные – живые организмы. Надо уточнять с детьми признаки живых организмов: живое дышит, питается, растёт и развивается, размножается, двигается
Беседа 9 «Как научить детей определять погоду» Знакомить детей с совокупностью различных признаков погоды, сезонными изменениями в мире природы, учить обнаруживать связи и зависимости между этими признаками и явлениями Расширять представления дошкольников о том, почему надо наблюдать за состоянием погоды, зачем нужны знания о погоде
В ходе наблюдений за состоянием погоды воспитатель должен продумывать и задавать детям разнообразные вопросы Необходимо отражать сезонные изменения природы в деятельности детей
Также в этом разделе содержатся ещё такие беседы как: «На экскурсию», «Цена хлеба», «О насекомых», «О воде, песке и глине»
Таким образом в разделе «Дети и мир природы» даны ответы на 9 писем практических работников детского сада. В этом разделе приведены различные приёмы и методы проведения занятий с дошкольниками по экологическому воспитанию в детском саду (наблюдения, дидактические игры, загадки, чтение художественной литературы, моделирование, опыты и эксперименты и т. д.).
Спасибо за внимание!