Обществознание 11, профильный уровень Урок 22-23 Д.З: § 8, ?? (с.87), задания (с.87-88), источник (с.88-89) Д.З: § 8, ?? (с.87), задания (с.87-88), источник.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Этнос и нация. План урока. 1.Этническая общность и ее виды. 2.Этнос, нация и национальность. 3.Национальный менталитет. 4.Этническое многообразие современного.
Advertisements

ЭТНОС И НАЦИЯ УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ. МОУ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
Нации и национальные отношения. Этникос - вся совокупность людей, осознающая причастность к данному этносу Этнос, проживающий на определенной территории.
Вопросы для повторения Богатство, способы получения богатства Образ жизни богатых, Уровень жизни, его составляющие Примеры бедности из СМИ.
Презентация к уроку по обществознанию (11 класс) по теме: Этнос и нация
ЭТНОС: НАЦИИ И НАРОДНОСТИ.. Цели Выяснить: Выяснить: - что такое этнос, - какие существуют типы этносов, - что влияет на образование этносов, - какова.
Этнические общности Подготовили студентки группы 1-9-Б Задремайлова Ирина, Кожан Юлия и Немкина Ульяна Преподаватель: Исалова А. А.
Вспомним!Что такое структура общества? Дайте характеристику каждому элементу Что вызывает затруднение, где не хватает знаний?
Выполнили: Чичигинаров Петя, Егорова Аня, Багдалысова Айта.
Нации и межнациональные отношения Нации и межнациональные отношения.
Выполнила: студентка 1-го курса группы к 483/9 Ахметшина Азалия Выполнила: студентка 1-го курса группы к 483/9 Ахметшина Азалия.
Климов В.А год Интегрированный урок по обществознанию и географии «Нации и межнациональные отношения» 8 класс Выполнил учитель географии Климов В.А.
Нации и межнациональные отношения Бочкарёва Т.Н., учитель обществознания МАОУ «Лицей 62»
Презентация вопросов раздела «Социальные отношения» Кодификатора по обществознанию 2011 год (подготовка к ЕГЭ) Составила: М.П. Офёркина, учитель истории.
1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Повторить даты и понятия раздела 3.
Нации и межнациональные отношения. Цели урока 1.Изучить понятия этнос, нация, национальное самосознание, национальная политика, национализм. 2. Познакомиться.
Родовая община, соседская община, род, племя Постоянныеколлективы, где люди сообща трудились и вместепользовалисьимуществом,называлисьродовыми общинами.
Межнациональные конфликты. Социальные общности Социальные общности - это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми.
1 Лекция «Политическая культура и политическое сознание»
Нации и межнациональные отношения §17 Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич Работу выполнил Павлов Роман.
Транксрипт:

Обществознание 11, профилььный уровень Урок Д.З: § 8, ?? (с.87), задания (с.87-88), источник (с.88-89) Д.З: § 8, ?? (с.87), задания (с.87-88), источник (с.88-89) © А.И. Колмаков Этнос и нация

ЦЕЛИ УРОКА познакомить с основными признаками этноса и нации, со структурой национального менталитета, показать основные ценности русского народа, подтвердить примерами этническое многообразие современного человечества; развивать умения работать с документами, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии; формировать отношение к проблемам межнационального общения, к опасности национализма в межнациональных отношениях.

Универсальные учебные действия Уметь объяснять сущность этноцентризма и его влияние на взаимоотношения с разными народами

Понятия, идеи этнос; нация; национальность; национальный менталитет; национальные традиции и ценности

Изучение нового материала 1. Этническое многообразие современного мира. 2. Этнокультурные традиции и ценности. 3. Ментальные особенности этноса. Вспомните. Что означают слова «многонациональный народ России»?

Этническое многообразие современного мира 1) формы внутри этнической и межэтнической консолидации людей не остаются неизменными; 2) на первый план выдвигаются уже не родовые, а социальные и территориальные связи; 3) с развитием капитализма возникают и новые формы межэтнической и внутри этнической консолидации – нации (происходит осознание себя как граждан единого государства).

Этническое многообразие современного мира этнос единство территории кровное родство общность исторической судьбы общая культура и традиции единство языка устойчивая межпоколенная преемственность общее самосознание Этнос – собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию. Этносы существуют как устойчивые межпоколенные общности людей.

Этническое многообразие современного мира Народность по численности превышает племя. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство. Народности достаточно неустойчивые этнические образования. Древнерусская народность распалась в XII веке на три самостоятельных этноса – русских, украинцев, белорусов.

Этническое многообразие современного мира На базе народностей формируются нации – высший исторический тип этноса. Нация возникает в период преодоления феодальной раздробленности и зарождения капитализма. Для нации характерны дополнительные признаки: Устойчивая государственность Общность экономической жизни Развитая социальная структура

Этническое многообразие современного мира нация это исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании(общегражданская сущность). Согражданство, основанное на индустриально развитой социально ориентированной демократии. нация как особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании (форма внутри этнической консолидации людей).

Этническое многообразие современного мира Классификация народов мира Географическая классификация: Языковая классификация (языковая семья): Антропологичес кая классификация (расы): Народы Европы Народы Азии Народы Африки Народы Америки Народы Австралии и Океании Афразийская Картвельская Индоевропейская Дравидская Уральская Алтайская Европеоиды Монголоиды Негроиды Австралоиды История народов - непрерывный этногенез, т. е. процесс непрерывного возникновения и развития этнических общно­стей. Современное человечество представлено всем многооб­разием этносов: на Земле живут и племена, и народности, и нации (что связано с разнообразием условий их жизнедеятельности). Не случайно учёные иронизируют: легче пересчитать звезды, чем этносы.

Этнокультурные традиции и ценности Этническая картина современной России также пестра в расовом аспекте. Здесь проживает 10 малых рас, свыше 130 наций, народностей и этнических групп. Самый большой этнос русский (около 120 млн. из 140- миллионного населения России), а самая малая этническая общность корки (около 100 чел.). Этническое разнообразие России связано с тем, что по территории нашей страны проходит граница между ареалами (областями распространения) двух больших рас - европеоидной и монголоидной. Процессы расового, межэтнического смешения в России имеют многовековую историю. Этническая картина современной России также пестра в расовом аспекте. Здесь проживает 10 малых рас, свыше 130 наций, народностей и этнических групп. Самый большой этнос русский (около 120 млн. из 140- миллионного населения России), а самая малая этническая общность корки (около 100 чел.). Этническое разнообразие России связано с тем, что по территории нашей страны проходит граница между ареалами (областями распространения) двух больших рас - европеоидной и монголоидной. Процессы расового, межэтнического смешения в России имеют многовековую историю.

Этнокультурные традиции и ценности на Руси появились Апраксины, Аракчеевы, Бунины, Годуновы, Державины, Карамзины, Кутузовы, Корсаковы, Мичурины, Тимирязевы, Тургеневы, Юсуповы в целом несколько сот дворянских родов, имевших тюркские корни. Великий русский поэт А. С. Пушкин - потомок не только знатных русских родов, но и «арапа Петра Великого» Ганнибала, ставшего русским генералом (арапами тогда называли негров). А женой Ганнибала и прабабкой Пушкина была немка - Христина фон Шеберх. Великий француз Александр Дюма был внуком негритянки.

Этнокультурные традиции и ценности На характер ментальности огромное воздействие оказывают национальные традиции и ценности. Традиции это элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение. Они имеют двуединую природу. С одной стороны, это явление психики (могут как осознаваться, так и не осознаваться); с другой явления практические, проявляющиеся в действиях или вещах, символах, одежде и даже еде. Большинство традиционных правил поведения усваиваются подсознательно, на уровне подражания.

Этнокультурные традиции и ценности Опорой в укреплении и сохранении традиции служат национальные ценности то, что особенно значимо и важно для человека и общества, что признано, с чем люди в целом согласны. Опора на эти ценности приобщает к историческому опыту, помогает избегать многих заблуждений и ошибок, дает возможность увидеть смысл в жизни общества и своей личной жизни, не подменяя его бездумным потребительством.

Этнокультурные традиции и ценности И. А. Ильин ( ) выделяет 10 фундаментальных национальных ценностей (философ называл их «сокровищами»): 1)национальный язык; 2)национальные песни и танцы; 3)национальные сказки; 4)история народа; 5)молитва; 6)жития святых; 7)жития героев; 8)хозяйство, т. е. трудовое воспитание человека с раннего детства, ибо видел в труде «источник здоровья и свободы»; 9)армию«оплот Родины»; 10)территорию национально- государственное наследие России. В этих «сокровищах» философ видел «дух национального воспитания».

Ментальные особенности этноса Национальный менталитет – образ мышления, духовная настроенность, свойственная данной конкретной этнической общности. проявляется В совокупности взглядов, оценок, идеалов, интересов, норм, принципов, привычек. В устойчивых коллективных чертах характера, отличающих данную этническую общность от других. Национальный менталитет – память о прошлом, обусловливающая поведение людей и помогающая им оставаться верными своим исторически сложившимися ценностям, традициям. Для характеристики национальных особенностей народа, его культуры употребляется понятие национальный менталитет (от лат. mentalis умственный, духовный), хотя ясного представления по поводу этого понятия пока нет (зачастую его заменяют понятием «национальный характер»).

Ментальные особенности этноса

науке до сих пор не удалось установить, сколько же этносов живёт на Земле. Число государств известно точно 226. А этносов? Их насчитывают от 3 до 5 тыс. (все зависит от методики подсчета). Демографическая ситуация прослеживается точнее. Ещё в начале XX в. численность населения Земли приближалась к 2 млрд. человек, а к концу века уже к 6 млрд. человек. За век численность населения планеты утроилась.

Подведём итоги 1)Патологические проявления расизма и национализма (и, как теперь часто говорят, нацизма), с которыми мы порой сталкиваемся сегодня, - это результат, прежде всего, духовного убожества отдельных людей, а также целенаправленной деятельности нечистоплотных политиков, преследующих корыстные цели. 2)Из истории (и не только из неё) вы хорошо знаете, к каким катастрофическим последствиям приводят попытки внедрения расистских и нацистских идей. 3)Любой расизм, национализм, антисемитизм есть ложь, причем ложь преступная, ибо вместе с моральными нормами нарушаются конституционные права человека

Контрольные вопросы 1)В каком значении употребляется понятие «этнос» в нашей науке? 2)Чем различаются определения понятия «этнос»? 3)Какой признак этноса считается основным? 4)Почему понятие «нация», по мнению многих ученых, не является строго научной категорией? 5)Почему утверждают, что национальный менталитет - это своего рода память о прошлом, обусловливающая поведение людей? 6)Каковы, по мнению Ильина, главные ценности русского народа? Почему философ называл их сверх национальными? 7)Что служит подтверждением этнического многообразия современного человечества?

рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

Источники 1. Обществознание: 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: профиль. уровень. / [Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Росс. акад. наук, Росс. акад. образования, изд-во «Просвещение». 8-е изд. - М.: Просвещение, – 432 с. – (Академический школьный учебник) ISBN Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразоват. учреждений: профилььный уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др./: под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 11 класс: к учебнику «Обществознание. 11 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и др. / С.В. Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», Авторская программа «Обществознание», 10 – 11 классы (Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Л. Ф. Иванова), Издательство «Просвещение», Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс (к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова). – М.: ВАКО, v-socialnye-otnoshenija-yekspres-repetitor-2012-g/21.htmlhttp://xn--e1aogju.xn--p1ai/shemy/sociologija/baranov-p-a-shevchenko-s- v-socialnye-otnoshenija-yekspres-repetitor-2012-g/21. html 7.