Гендерное и физическое воспитание группы «Смешарики» Исследовательская работа О. А. Кузнецова, воспитатель средней группы
« Всевышний сотворил человека Единым, но, разгневавшись на него, разрубил на две половинки (мужчина и женщина). С тех пор, они, такие разные, ищут по свету друг друга, чтобы обрести полноту существования …» (из восточной легенды)
«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо «Гендер» - социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными. Усвоение в соответствии с полом содержания женской и мужской модели личности, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определённых способов поведения, характерных для того или иного пола, т. е. процесс половой социализации – неотъемлемая часть общего социального развития, которое протекает под влиянием взрослых и сверстников.
В последние годы стал особенно актуальным индивидуально- дифференцированный подход к ребёнку в зависимости от пола, однако содержание работы с дошкольниками по половому признаку разработано ещё недостаточно. Коллектив нашего дошкольного учреждения заинтересовался этой проблемой. Начиная уже с дошкольного возраста необходимо формировать соответствующее поло ролевое поведение мальчиков и девочек как на занятиях по физической культуре, так и в других сферах образовательной деятельности, что значительно повысит качество и эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.
Дошкольный возраст – период интенсивной полоролевой социализации, формирование представлений о его половой принадлежности, поло ролевых ценностных ориентациях. В 5-6 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, что совпадает с бурным усилением половой дифференциации деятельности. Своеобразие первичной полоролевой социализации дошкольников связано с различающимися интересами и предпочтениями, установками, стилями поведения. Физическое воспитание дошкольников, как и все дошкольное воспитание, чаще всего ориентируется на «условного ребенка», а не на «мальчика» и «девочку».
Цель
1. Формировать и экспериментально доказать положительное влияние гендерного подхода в физическом воспитании на здоровье дошкольников. 2. Развивать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества и взаимоподдержки между мальчиками и девочками. 3. Способствовать развитию творчества, самостоятельности, инициативы в двигательных действиях, осознанного отношения к ним, способности к самоконтролю и самооценке. Задачи:
Гипотеза имеет оздоровительный эффект и потому является необходимой составляющей здоровьесберегающих технологий в образовании Физическое воспитание, основанное на половых различиях способствует оздоровлению детей, оказывая существенное влияние на физический, психический, и социальный компоненты здоровья. влияет на развитие всей двигательной сферы дошкольников
Объект исследования:
Предмет исследования:
Принципы работы гендерного дифференцирования в физическом воспитании с дошкольниками включают в себя : 1. доступность (развитие физических качеств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей здоровья детей) 2. систематичность и последовательность 3. динамичность (включение упражнений на развитие физических качеств в комплексы утренней, бодрящей гимнастик, физкультуры)
Принципы гендерного подхода системы физического воспитания (по методике В. А. Шишкина, Н. В. Мащенко) 1. Принцип целостности разностороннего развития личности. 2. Принцип гуманизации и демократизации. Вся физкультурная работа строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений ребенка, при создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы. 3. Принцип индивидуализации. Обеспечение здорового образа жизни в детском саду каждому ребенку с учетом его здоровья, развития, интересов и т. д., сотрудничества при формировании позитивного отношения к себе и к представителям противоположного пола. 4. Принцип природосообразности, 5. Принцип дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам 6. Принцип учета их психофизиологических особенностей, интересов и полоролевых предпочтений
Основные направления: 1. удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении 2. развитие и тренировка всех систем организма путем оптимальных физических нагрузок отдельно для мальчиков и девочек
4 ТИПА ПОЛОРОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ: ценят авторитет силы и независимость поведения. Им присущ независимо- соревновательный стиль поведения, авторитарный характер взаимоотношения со сверстниками, отвергают женское общество и отдают предпочтение мужскому авторитету Маскулинные дети независимо от половой принадлежности принимают эмоционально- экспрессивный стиль поведения, связанный с зависимым, подчиненным положением, осторожностью, отказом от собственной инициативы и самостоятельности, ориентированностью на других Фемининные дети относительно свободны от жесткой половой типизации, признают за собой право на освоение различного рода деятельности без привязанности к традиционным нормам, для них характерна направленность на реальное осмысление ситуации, самостоятельное преодоление трудностей. Андрогинные дети отвергают как мужской, так и женский стиль поведения, характеризуются отсутствием каких либо полоролевых ориентиров, а также эмоциональным отвержением всех видов деятельности. Недифференциров анные дети
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ: От сезонных явлений От сезонных явлений От климатических условий От климатических условий От уровня физического воспитания От уровня физического воспитания От учета половых особенностей девочек и мальчиков От учета половых особенностей девочек и мальчиков
РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Для мальчиков наиболее благоприятен режим большой двигательной активностью, для девочек оптимален режим средней двигательной активности
В подборе упражнений нужно учитывать: характер движений мальчиков (решительный, активный, силовой) характер движений девочек отличаются пластичностью, артистичностью, грациозностью, изяществом.
современные научные представления о ребенке, о ведущей роли деятельности в становлении личности о единстве интеллектуального, нравственного и физического в развитии человека личностно- ориентированный и оздоровительный подход в обучении. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТАВЛЯЕТ:
. Мотивация для предоставления равных возможностей в физическом воспитании: - игровая (стимулирует детей, если в содержание включены способы построения) - личная заинтересованность детей к деятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры) - общение детей со взрослыми (будет стимулировать детей в том, случае, если воспитатель сумеет убедить девочку или мальчика, что без их помощи ей не обойтись).
. Направления учета половых особенностей дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями (С.Филиппова) - подбор упражнений, - нормирование физической нагрузки, - участие детей в играх и соревнованиях, - их двигательные предпочтения, - система поощрений и наказаний, - требования к качеству выполнения заданий, - инвентарь и оборудование, - расстановка и уборка снарядов, -диагностика физического состояния -методика обучения сложным двигательным действиям, - педагогическое руководство двигательной деятельностью, - взаимодействие в процессе выполнения физических упражнений
. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: Родители являются активными помощниками и единомышленниками. Перед воспитателем стоит задача – заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками и активными участниками в совместных праздниках и развлечениях.
. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: 81% родителей полностью устраивают: комфортные условия пребывания детей в ДОУ, достаточная обеспеченность развивающими игрушками, игровым оборудованием, оснащенность участков современным и разнообразным оборудованием и техническое оснащение детского сада; Практически все родители (91%) считают, что работа по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей ведется на достаточном уровне. 97% родителей полностью устраивает профессиональный уровень воспитателей группы, наличие комфортных и безопасных условий и взаимодействие педагогов и специалистов в планировании воспитательно – образовательного процесса. Родители (97%), принявшие участие в анкетировании отметили, что их ребенок почти ежедневно рассказывает о том, чем занимался в группе, благодаря посещению детского сада ребенок легче стал общаться со взрослыми и сверстниками, приобретает соответствующие возрасту необходимые знания и умения. Это показатель того, что пребывание в детском саду для детей интересно, познавательно и доставляет радость. 92% респондентов отметили, что консультативный материал и информацию о жизнедеятельности ребенка в детском саду, получаемую от педагогов в полной мере предоставляет возможность участвовать в жизни ДОУ, вносить предложения, направленные на улучшение работу детского сада. Взаимодействие участников образовательного процесса в ДОУ можно считать удовлетворительным. С целью укрепления этой взаимосвязи необходимо разнообразить формы работы с родителями, направленные на активизацию их участия в ходе воспитательно – образовательного процесса.
. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
.
.
.
.
. Выводы ученых о физическом развитии детей дошкольного возраста ( О.Недригайлова, Ц.Какабадзе, В.Урицкая, Н.Шишниашвили, И.Попов С.Ярнесакс, Э.Ю.Пээбо, Э.С.Вильчковский Д. Еремеевой, Т.П. Хризман ) Мальчики превосходят в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками : половые различия по продолжительности двигательной активности несущественны по объему более значимы, по интенсивности значительны (в пользу мальчиков)., Отмечается зависимость от различных факторов, в том числе от сезонных явлений, климатических условий, от уровня постановки физического воспитания в детских учреждениях. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Необходим дифференцированный подхода к ним в процессе физического воспитания.
. Система работы по обеспечению гендерного подхода в физическом воспитании Система работы по обеспечению гендерного подхода в физическом воспитаниии детская деятельность с акцентом на гендерную идентичность организационные психолого- педагогические и дидактические аспектами руководства Взаимодействия с родителями Взаимодействи я с детьми Взаимодействи я с педагогами
РАБОТА С ДЕТЬМИ
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Активное формирование соответствующее полу ролевое поведения мальчиков и девочек на занятиях физическими упражнениями значительно повысит качество и эффективность физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ. Занятия физическими упражнениями должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет полоролевых особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой. Эффективные физкультурные занятия - возможность для мальчиков выплеска повышенной активности и агрессивности в социально приемлемой форме. Физкультурное занятие дает большую возможность детям для демонстрации всех своих физических качеств, что повышает решительность, уверенность ребенка в себе, в свои силы, поднимает самооценку, а значит, благотворно влияет на общее психоэмоциональное здоровье ребенка.
Осознание важности «специальных» занятий для мальчиков и девочек ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Повышение интереса к занятиям физической культуры Проявление дисциплинированности, выдержки и самостоятельности на физкультурных занятиях при взаимодействии с противоположным полом.
Список литературы: 1. Анохина И.А. Система оздоровительной работы в ДОУ. Ульяновск, 2005 г. 2. Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек. Дошкольное воспитание, 1997 г., Буханова Е.А. Меняющиеся гендерные стереотипы в меняющемся современном мире. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения. Тольятти, 2005 г. 4. Добронравов А.В. Методические рекомендации по исследованию и оценке физического развития детей. Ленинград, 1988 г. 5. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира. М., Микушева Т.В. Раздельное воспитание: за и против. Обруч, 1998, Овчинникова О. О некоторых аспектах здоровьесбережения детей в дошкольных учреждениях. Детский сад от А до Я, 3, 2004 г. 8. Репина Т.А. Мальчики и девочки: две половинки? Обруч, 1998, Репина Т.А. Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей? Дошкольное воспитание, 1993 г., Стрелова М. Раздельное воспитание: за и против. Дошкольное воспитание, 2000 г. 11. Татаринцева Н.Е. Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей. Ростов-на-Дону, 1999 г. 12. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. С-П, 2001 г.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!