Программированное обучение это индивидуальное самостоятельное обучение по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств обучения ( программированного учебника, особых обучающих машин, компьютеров и др.), обеспечивающее каждому обучаемому возможность осуществления процесса учения в соответствии с индивидуальными особенностями. Данный вид обучения характеризуется пятью основными признаками : завершение каждого шага самопроверкой и до необходимости соответствующим корректирующим воздействием использование автоматического или полуавтоматического устройства ; индивидуализация обучения ; наличие измеримой цели учебной работы и алгоритма реализации этой цели ; расчлененность учебного материала на шаги.
Оптимизация выстраивания управления образовательным процессом на базе метапредметного подхода и моделирования
Выстроить образовательный процесс через имеющиеся программы на модельном основании с формированием алгоритма грамотного предметного и логического поведения Повысить уровень общей культуры, сформировать ключевые компетентности учащихся на пути их самореализации Создать оптимальную среду для изучения математики в логике программированного процесса Помочь учащимся ориентироваться в информационном потоке
Закон эффекта : если связь между стимулом и реакцией сопровождается состоянием удовлетворения, то прочность связей нарастает, и наоборот ; значит, в процессе обучения должно быть больше положительных эмоций. Закон упражнений : чем чаще появляется связь между стимулом и реакцией, тем она прочнее. Закон готовности : на каждой связи между стимулом и реакцией лежит отпечаток нервной системы в ее индивидуальном, специфическом состоянии.
информативность ( учащимся должна сообщаться новая информация, т. к. без этого вообще нет никакого обучения ) оперативность ( должна присутствовать активная деятельность учащихся, связанная с преобразованием полученной информации ) обратная связь ( должна существовать регулярная коррекция действий учащегося ) дозирование учебного материала ( учебная информация подается не сплошным потоком, а отдельными дозами ) шаговый технологический процесс при раскрытии и подаче учебного материала ( в состав шага включаются 3 взаимосвязанных звена – информация, операция обратной связи и контроль ) индивидуальный темп и управление в обучении использование технических средств обучения
информационного ( дается необходимая информация об изучаемом знании или действии ); контрольного ( задания для самостоятельного выполнения ); управляющего ( проверка решения заданий, получение на основе результатов проверки указания о переходе к следующему шагу ).
Виды обучающих программ Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации. Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию. Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т. д. Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования. Алгоритм. Пошаговые программы породили алгоритмизацию обучения – составление учебных алгоритмов.
Достоинства : мелкие дозы усваиваются легко ; темп усвоения выбирается учеником ; обеспечивается высокий результат ; вырабатываются рациональные способы ; умственных действий ; воспитывается умение логически мыслить. Недостатки : не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении ; требует больших затрат времени ; применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач ; обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме и не способствует получению новых. При этом чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности.
Предлагаю вашему вниманию несколько уроков разработанных с применением этой технологии. Пример 1.
ВремяСТЕПЕННАЯ ФУНКЦИЯ. Комментарии 15 мин Цель : Ввести понятие степенной функции, познакомиться с её свойствами. 1. Прочитайте §4, п.8, стр.46. а ) Выпишите определение степенной функции. б ) Выпишите свойства степенной функции при n- чётном. в ) Изобразите схематически график функции y=x 8. г ) Изобразите схематически график функции y=x 3. д ) Сформулируйте самостоятельно свойства степенной функции при n- нечётном. 2. Поменяйтесь тетрадями. Проверьте тетрадь. За каждый правильный ответ 1 балл. Используется учебник для общеобразовательных учреждений « Алгебра 9» под редакцией С. А, Теляковского Проверка в ходе фронтальной беседы. Максимальное количество баллов мин Цель : Применение теоретических знаний при решении задач. 1. Выполните 138, 139, 140, Поменяйтесь тетрадями. Проверьте тетрадь. За каждый правильный ответ 1 балл. Проверка в ходе фронтальной беседы. Максимальное количество баллов мин Максимальное количество баллов -6
3 мин Оценка действий. Если вы набрали баллов, то поставьте оценку «5». Если вы набрали баллов, то поставьте оценку «4». Если вы набрали балла, то поставьте оценку «3». Чем больше баллов, тем выше оценка. 2 мин Домашнее задание. Если вы набрали баллов, то прочитайте конспект, заучите свойства функций, выполните 141, 150. Если вы набрали баллов, то прочитайте конспект, заучите свойства функций, выполните 141, 149, 150. Если вы набрали балла, то прочитайте §4, п.8, стр.46-47, заучите свойства функций, выполните 141, 145, 149, 150. Чем больше баллов, тем меньше домашнее задание.
Время Тема : « Корень n- ой степени » Комментарии 15 мин Используется учебник для общеобразовательных учреждений « Алгебра 9» под редакцией С. А, Теляковского Ответы на вопросы а ), б ), д ) оцениваются в 1 балл ; ответы на вопросы в ), г ) оцениваются в 2 балла. Проверка в ходе фронтальной беседы. Максимум 7 баллов 18 мин Цель : применение определений при выполнении практических заданий ; научиться вычислять корень n- ой степени, арифметический корень n- ой степени. 1. Выполнение 159 а, г, ж. 2. Выполнение Выполнение Выполнение Выполнение 162. Работа по цепочке, с записью на доске и синхронно в тетради.
10 мин Проверяет учитель. Максимум 5 баллов 1 мин Если вы набрали баллов –«5» Если вы набрали 8-10 баллов –«4» Если вы набрали 5-7 баллов –«3» Чем больше баллов, тем выше оценка. 1 мин Домашнее задание : Если вы набрали баллов - §4, п.9, стр.51-53, заучить определения, формулы ; 168. Если вы набрали 8-10 баллов -§4, п.9, стр.51-53, заучить определения, формулы ;,161, 168. Если вы набрали 5-7 баллов - 4, п.9, стр.51-53, заучить определения, формулы ; 158,161, 168. Чем больше баллов, тем меньше домашнее задание.
Время Тема : « Степень с рациональным показателем » Комментарии 12 мин Используется учебник для общеобразовательных учреждений « Алгебра 9» под редакцией С. А, Теляковского. Баллы поставьте только за ответы на вопросы в пункте 3: а ), б ), в ) оцените в 1 балл ; г ), д ) оцените в 2 балла. Максимум 7 баллов. 10 мин За каждый правильный ответ 1 балл. Максимум 12 баллов.
15 мин За каждый правильный ответ 1 балл. Максимум 6 баллов. 5 мин За каждый правильный ответ 1 балл. Максимум 3 баллов.
3 мин Если вы набрали баллов оценка «5» Если вы набрали баллов оценка «4» Если вы набрали балл оценка «3» Чем больше баллов, тем выше оценка. Домашнее задание. Если вы набрали баллов §8, п.11, стр заучить формулы. Если вы набрали баллов §8, п.11, стр заучить формулы, 193 а ), г ), ж ), к, 192 б ), г ), е ), з ). Если вы набрали балл §8, п.11, стр заучить формулы, 193; 192 б ), г ), е ), з ). Чем больше баллов, тем меньше домашнее задание.