БУДДИЗМ Подготовила: Студентка 2 курса, группы ВСЭ121 б Косинова Ю.А.
БУДДИЗМ (от санскр. и пали buddha «просветленный» или «пробужденный») одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий; возникла в Древней Индии в VI-V вв. до н. э.
Основателем ее считается принц Сиддхартха Гаутама, после семилетних поисков путей освобождения человека от страданий ставший Буддой «просветленным». Учение Будды явилось попыткой радикально реформировать брахманизм, очистить его от наслоений культовой практики, разрушить кастовую систему, установить справедливость в обществе на основе признания равенства всех людей и организации буддийских общин.
Хотя БУДДИЗМ развивался как учение, оппозиционное ведическим философско- религиозным системам, всё же он заимствовал некоторые их фундаментальные положения (о «вращении» человека в кругу перерождений, обусловленность характера нынешнего существования человека кармой деяниями в предшествующих существованиях и т.д.).
Учение БУДДИЗМА заключается в постепенном самоуглублении, в сосредоточенных размышлениях об истинах веры. Основная духовно-практическая идея БУДДИЗМА связана с учением о «четырех благородных истинах»: 1) существует страдание, источником которого служит возобновляющийся цикл рождений и смертей; 2) причина страданий в помраченности, в жажде самоудовлетворения, в болезнях, несовершенстве; 3) прекращение страданий в достижении «просветленного» состояния, при котором можно выйти из кругооборота земного бытия; 4) путь к прекращению страданий состоит в постепенном самоуглублении и приближении к «великой истине», заключающейся в том, что единственная достойная человека цель есть освобождение, свобода от всего, и в т.ч. и от самого себя.
Для достижения этой цели предложена восьмеричная система. Она включает: 1) правильные взгляды, т.е. основанные на «благородных истинах»; 2) правильную решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины; 3) правильную речь, т.е. доброжелательную, искреннюю, правдивую; 4) правильное поведение, т.е. непричинение зла; 5) правильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый; 6) правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание; 7) правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания; 8) правильное сосредоточение, т.е. верные методы созерцания и медитации.
Итогом восхождения по восьми ступеням совершенствования должна стать нирвана (сверх бытие по ту сторону жизни и смерти, бытия и небытия). Для буддистов-мирян были сформулированы 5 заповедей: 1) воздерживайся от убийства; 2) воздерживайся от воровства; 3) воздерживайся от блуда; 4) воздерживайся от лжи; 5) воздерживайся от возбуждающих напитков. Святой, достигший наивысшего уровня духовного развития состояния нирваны, из которого более не возвращаются на землю, называется в БУДДИЗМЕ хинаяны архатом.
В начале нашей эры в БУДДИЗМ формируется новое направление (махаяна), в ключевых моментах отличающееся от раннего БУДДИЗМА, который приверженцы махаяны назвали хинаяной. К V в. в махаяне сложилось два течения мадхьямика (шуньявада) и йогачара (виджнянавада), которые во многом определили дальнейшее развитие БУДДИЗМА как мировой религии. В VII в. в Индии оформляется как самостоятельное течение эзотерический БУДДИЗМ ваджраяна. Последователи ваджраяны считают ее высшим учением Будды, «открытым при третьем повороте Колеса Дхармы».
Еще до начала нашей эры начинается распространение БУДДИЗМА (в форме хинаяны) на юг и юго-восток от Индии. В середине I в. БУДДИЗМ проникает в Китай, несколько позже в Тибет, Центральную Азию и Монголию (в форме махаяны). Процесс адаптации БУДДИЗМА к местным религиозным и культурным традициям происходил одновременно с дальнейшей разработкой его фундаментальных положений, в результате чего за пределами Индии возникло немалое количество буддийских школ с систематизированными доктринами.
Сегодня БУДДИЗМ исповедуют свыше 500 млн. человек. В пантеоне БУДДИЗМА огромное количество богов и святых. Количество священных книг также намного больше, чем в других религиях. В БУДДИЗМЕ отсутствует единое для всех направлений и школ священное писание, а буддийские вероучения имеют между собой гораздо меньше сходных черт, чем учения христианских или исламских конфессий. Столь же велико и количество философских школ, связанных с БУДДИЗМОМ.