Борисова Марина Владимировна учитель начальных классов МОУ «Гимназия 23» г.о. Саранск Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия 23» г.о. Саранск
Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников по образовательной системе «Школа 2100»
Универсальные учебные действия- умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса
Функции универсальных учебных действий: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Система универсальных учебных действий целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка умение строить высказывание формулировка проблемы рефлексия деятельности структурирование знаний поиск информации смысловое чтение моделирование постановка вопросов разрешение конфликтов умение выражать свои мысли управление поведением партнёра планирование учебного сотрудничества самоопределение смыслообразование нравственно-эстетическое оценивание
Коммуникативные УУД Личностные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Модель системы УУД
Регулятивные действия: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Распределение учащихся по экспериментальным и контрольным классам п/п Учебный год Экспериментальные классы 1 «а», 1 «б» 2. Контрольные классы 1 «в», 1 «г»
Уровень развития учебной мотивации у первоклассников
Уровень самооценки контрольных и экспериментальных классов
Результаты исследования характера атрибуции успеха/неуспеха учебной деятельности Дата обследования Уровень Контрольные классы Экспериментальные классы Уровень атрибуции Сентябрь 2010 г.35 %52 %13 % 34 % 50 %16 %
Результаты исследования регулятивного действия контроля Дата обследования Уровень Контрольные классы Экспериментальные классы Уровень контроля Сентябрь 2010 г. 4 %74 %22 %2 %64 %34%
Результаты исследования характера атрибуции успеха/неуспеха учебной деятельности (начальный и контрольный (промежуточный) этапы эксперимента) Дата обследования Уровень Контрольные классы Экспериментальные классы Уровень атрибуции Сентябрь 2010 г.35 %52 %13 %34 %50 %16 % Январь 2011 г.40 %45 %15 %22 %40 %38 %
Результаты исследования регулятивного действия контроля (начальный и контрольный (промежуточный) этапы) Дата обследования Уровень Контрольные классы Экспериментальные классы Уровень контроля Сентябрь 2010 г. 4 %74 %22 %2 %64 %34 % Январь 2011 г. 4 %70 %26 %-35 %65 %
Результаты сформированности регулятивных УУД Дата обследования Уровень Контрольные классы Экспериментальные классы Уровень сформированности регулятивных УУД Сентябрь 2010 г. 19,5 % 63 %17,5 %18 %57 %25 % Январь 2011 г. 22 %57,5 %20,5 %11 %37,5 %51,5 %
Время учить детей не бояться жизни