тема «Базельский комитет по банковскому надзору, его деятельность» Базельский комитет и его деятельность. Базель II. «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы»
2 Цель работы Изучить деятельность Базелевского комитета, рассмотреть его основные документы.
3 Задачи: 1. Рассмотреть сущность и необходимость Базельского комитета; 2. «Базель II», пересмотренная структура международного капитала; 3. «Базель II» в России.
4 Предыстория нормативного документа по управлению Базельского комитета Совершенствование корпоративного управления для банковских организаций, издано в феврале 2006 года Дополнения к Принципам ОЭСР, а не их замена Отражает уроки, извлеченные из опыта банков, замешанных в последнее время в скандалах. Область применения Применим к широкому кругу банков и стран Применим к различным корпоративным и управленческим структурам Принципы, не правила Учитываются величина и сложность банка и структура риска Не является частью Базель II Нормативы применяются независимо от того, принята ли в стране концепция Базель II
5 Цель комитета Цель комитета состоит в том, чтобы увеличить понимание ключевых контролирующих проблем и улучшить качество банковского надзора во всем мире. Обменивая информацию по национальным контролирующим проблемам, подходам и методам, в целях продвижения общего понимания. Время от времени, Комитет использует это общее понимание, чтобы развить руководящие принципы и контролирующие стандарты.
6 Работа Комитета организована под четырьмя главными подкомиссиями: 1. Группа Выполнения Стандартов; 2. Группа Развития Политики; 3. Бухгалтерская Целевая группа; 4. Базель Консультативная Группа
7 Кто отвечает за надлежащее управление в банках? Основная ответственность лежит на Советах директоров и высшем руководстве банков (нормативный документ, раздел III) Банковские инспектора играют важную роль, обеспечивая руководство и оценивая практику банков (нормативный документ, раздел IV) Другие лица также могут содействовать надлежащему руководству (нормативный документ, раздел V), напр., акционеры вкладчики и клиенты служащие аудиторы ассоциации банковского дела агентства по оценке кредитоспособности заемщика правительства, регулирующие органы по сделкам с ценными бумагами и фондовые биржи
8 8 принципов для Советов директоров и высшего руководства банков Принцип 1: подготовленность, дееспособность и сферы ответственности Совета директоров Принцип 2: роль Совета директоров в контексте стратегических целей и корпоративных ценностей банка Принцип 3: сферы ответственности и подотчетность Принцип 4: обеспечение надзора высшим руководством Принцип 5: функции аудиторов и внутреннего контроля Принцип 6: вознаграждения членам Совета директоров и ключевым руководителям Принцип 7: прозрачность управления Принцип 8: «знай свою организационную структуру»
9 6 рекомендаций для банковских инспекторов Инспектора должны: Рассматривать корпоративное управление как составляющий элемент защиты вкладчика банка Обеспечивать руководство банками на основе законного корпоративного управления и инициативных практик Оценивать реализацию банками политики и практики корпоративного управления Оценивать качество осуществления банками аудиторских и контрольных функций Оценивать действенность групповой структуры банка Доводить до сведения Совета директоров и высшего руководства о наличие любых проблем, обнаруженных ими во время их инспектирования
10 Структурно Базель II разделен на три части Первый компонент самая значительная часть документа посвящен непосредственно методам расчета кредитного риска и предлагает два подхода к расчету кредитного риска
11 Второй компонент Второй компонент Базеля II определяет основные принципы и рекомендации по организации системы управления рисками в кредитных организациях и требования к надзорному процессу.
12 Третий компонент Третий компонент Базеля II так называемая рыночная дисциплина. Третий компонент дополняет предыдущие два, формулируя комплекс требований к раскрытию информации, которые позволят участникам рынка оценить данные об основных сферах деятельности, величине капитала, подверженности риску, процессах оценки риска и, следовательно, о достаточности капитала организации-заемщика.
13 Ассоциация региональных банков. Предложения по поводу расчета операционного риска Как указывают отдельные члены Ассоциации, располагающие значительным объемом активов, методологией Базель II предусматривается, что кредитным организациям представляется возможность рассчитывать операционный риск на основе применения собственных внутренних математических моделей операционного риска, разработанных также с учетом требований Базель II обязательных элементов таких моделей
14 АРБ, Уральский банковский союз, Ассоциация региональных банков. Расчет капитала на покрытие операционного риска, основанный на базовом индикативном подходе означает завышенную оценку величины регулятивного капитала, не связанную с реальным уровнем операционного риска, принимаемого банком.
15 АРБ, Уральский банковский союз. Предложения по пересмотру достаточности банковского капитала В целях ослабления возможных негативных последствий внедрения упрощенного стандартизированного подхода к оценке операционного риска и обеспечения условий стабильности российской банковской системы полагаем целесообразным осуществить поэтапный переход к оценке достаточности капитала с учетом операционного риска.
16 Запсибкомбанк В соответствии с обязательными критериями соблюдения 6 Принципа "Достаточность капитала" Основополагающих принципов эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору (октябрь 2006 года) требования к достаточности капитала банков должны учитывать условия, в которых функционирует банковская система той или иной страны.
17 Ассоциация региональных банков. Предлагается допустить применение понижающих коэффициентов по розничным кредитам и по ипотеке, чтобы учесть профиль риска кредитной организации Данный вопрос неоднократно рассматривался, в том числе в рамках рабочей группы Банка России по вопросам внедрения Базеля II. Согласно Базелю II при принятии решения о применении пониженного коэффициента к требованиям, полностью обеспеченным залогом жилой недвижимости, надзорный орган должен быть убежден, что этот коэффициент будет применяться исключительно в отношении жилой недвижимости, в соответствии со строгими пруденциальными критериями.
18 Уральский банковский союз. Вопрос о применении коэффициентов к активам в драг.металлах и камнях В тексте проекта определения старой редакции "драгоценные металлы" и "драгоценные металлы, драгоценные природные камни" заменены на определение "золото".
19 АРБ, Сбербанк. Вопрос о применении весовых коэффициентов риска к государственным предприятиям и организациям В рамках Базеля 2 возможно применение весовых коэффициентов риска к государственным предприятиям и организациям, не относящимся к центральному правительству, аналогично весовым коэффициентам по требованиям к банкам. В проекте Указания данная опция не реализована
20 АКИ-БАНК. Требования к достаточности капитала на покрытие кредитного риска При определении норматива Н1 по методике ЦБ РФ учитывается сумма требований к связанным с банком лицам и сумма условных обязательств кредитного характера, тогда как по Базель II нет. К тому же требования к связанным заемщикам уже находят свое отражение ранее в сумме активов, взвешенных с учетом риска.
21 Ассоциация региональных банков. Вопрос о порядке расчета операционных рисков. Порядок расчета операционного риска основывается на некой статистике работы иностранных банков (коэффициент альфа равен 15%), которая и за рубежом воспринимается неоднозначно (иначе бы и не появились другие подходы к расчету операционного риска), а возможность применения этой статистики к российским банкам вызывает большие сомнения.
22 Основные положения Меморандума о взаимопонимании между ЦБ РФ и ЦБ республики КИПР в области банковского надзора Центральный банк Российской Федерации и Центральный банк Кипра достигли взаимопонимания в вопросах о необходимости обмена информацией для эффективного выполнения своих функций, руководствуясь рекомендациями Базельского Комитета по банковскому надзору.
23 Основные положения Меморандума о взаимопонимании между ЦБ РФ и Управлением финансового надзора Финляндии (УФНФ) в области банковского надзора Дано определение полномочий Центральных Банков обеих стран. В соответствии с Законом об Управлении финансового надзора целью УФНФ является обеспечение финансовой стабильности и общественного доверия к деятельности финансовых рынков.
24 Основные положения Меморандума о взаимопонимании между ЦБ РФ и Центральным банком Черногории в области банковского надзора Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и Центральный банк Черногории достигли взаимопонимания по вопросу о необходимости обмена информацией и других видах взаимного сотрудничества в сфере банковского надзора на трансграничной основе.
25 Заключение Рассмотренные нами источники дают возможность утверждать, что национальный банковский сектор в целом воспринимает соглашение Basel II позитивно, хотя и не без некоторой неприязни. Основным фактором, заставляющим российские банки «не любить» Basel II, является высокая ресурсоемкость данного нормативного акта.