К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,
Advertisements

К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,
К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,
К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,
МНЕМОТЕХНИКА КАК ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно.
К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,
Опыт работы воспитателя ГБДОУ детский сад 56 Калининского района Санкт – Петербурга Шестопаловой Натальи Дмитриевны. Развитие памяти и внимания посредством.
Дети дошкольного возраста как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. По результатам наблюдения уровня.
МКДОУ 4 « РОСИНКА » МАСТЕР - КЛАСС ТЕМА : « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит.
Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования. ПМСС Центр учитель-логопед Михкиева Н.Ю.
МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» с.Ивантеевка. Ивантеевский район. Саратовской области. «Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии детей»
Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память.
« Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников » Мастер –класс для педагогов. Воспитатель I категории Федосова Лилия Владимировна 2014 г.Обь.
Семинар практикум «Активизация умственных способностей детей по средствам мнемотехнологии и метода моделирования»
Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников Подготовила воспитатель Коленко О.В.
МНЕМОТЕХНИКА. МНЕМОТЕХНИКА – ЭТО СИСТЕМА МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ, СОХРАНЕНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ, И КОНЕЧНО.
Консультация для педагогов. Воспитатель Петрова С. В. МБДОУ детский сад 52 « Ласточка » 2012 год.
Юлия Владимировна Гречушкина учитель-логопед перв ой категори и МБДОУ ДС 480.
« Моделирование как современный метод обучения детей дошкольников сказке.»
Транксрипт:

К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация

Высказывания короткие Отличаются не последовательностью Отличаются не последовательностью Состоят из фрагментов, логически не связанных между собой Состоят из фрагментов, логически не связанных между собой Содержат низкий уровень информативности Содержат низкий уровень информативности

Модели, мнемотаблицы,схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей Прием наглядного моделирования, мнемотаблицы- схемы Прием наглядного моделирования, мнемотаблицы- схемы Пересказ художественной литературы Пересказ художественной литературы Заучивание стихов Заучивание стихов Дидактические игры Дидактические игры Обучение составлению рассказов (составление рассказов по картинам и серии картин, описательный, творческий рассказ) Обучение составлению рассказов (составление рассказов по картинам и серии картин, описательный, творческий рассказ) Отгадывание и загадывание загадок Отгадывание и загадывание загадок

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: Элементы схем, моделей - предметные картинки - силуэтные изображения - геометрические фигуры - планы и условные обозначения -контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания

Требования к мнемотехнике знаки и символы должны быть: хорошо знакомы детям отображать обобщенный образ предмета предварительно оговорены с детьми и принимаются как ведущие. замысел графической схемы знаком и понятен ребенку

В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие Логико-малыш В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.).

Автоматизация звуков Использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

Для автоматизации звуков на этапе работы с небольшими стихотворениями можно использовать заранее нарисованные мнемотаблицы. Для этого подбираются небольшие стихотворные тексты или загадки, на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков.

Дидактическая игра «Волшебные карточки» ( Венгер Л.А.) средний возраст Цель: назвать на «волшебных карточках» игрушки, развивать воображение, мышление. Дидактическая игра «Что это такое?» средний возраст Цель: определять и называть предмет при помощи цветовой модели, развивать воображение, мышление.

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: Этапы работы (старший возраст) Этап 1. Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части. Этап 2. Каждая часть кодируется Этап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу

1. Рассматривание мнемотаблицы 2. Подробное объяснение педагогом каждого пункта. 3. Отгадывание загадки детьми. Загадка. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ёж)

ПТИЧКА Птичка над моим окошком Гнездышко для деток вьет, То соломку тащит в ножках, То пушок в носу несет. Птичка домик сделать хочет. Солнышко взойдет, зайдет, Целый день она хлопочет, Но и целый день поет.

ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: принадлежность к родовидовому понятию величина; цвет форма составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (какую пользу приносит)? за что нравится (не нравится)?

Символы описания выкладываются в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.

РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – конец рассказа.

На практике рассказы, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины. Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов: выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины; определение взаимосвязи между ними; объединение фрагментов в единый сюжет.

Левитан, Исаак Ильич - Вечер на Волге

«Золотая осень» картина русского художника Исаака Левитана ( г)

ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ Последовательность работы 1.РЕБЁНКУ ПРЕДЛАГАЮТ ПРИДУМАТЬ СИТУАЦИЮ (персонаж, место, модель рассказа) 2. ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПЕРСОНАЖ, А ОФОРМЛЕНИЕ МОДЕЛИ РЕБЕНОК ПРИДУМЫВАЕТ САМ 3. КОНКРЕТНЫЕ ПЕРСОНАЖИ ЗАМЕНЯЮТСЯ СИЛУЭТНЫМИ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ 4. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО МОДЕЛИ С НЕОПРЕДЕЛЕННЫМИ ЗАМЕСТИТЕЛЯМИ (ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ) 5. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР ТЕМЫ И ГЕРОЕВ РАССКАЗА

Внимание!!! Важно избегать прямого руководства, директивных советов, готовых рецептов и рекомендаций! Наводящими вопросами взрослый побуждает детей к исследовательским действиям для выделения признаков предмета. Знакомство детей с различными способами замещения на занятии проходит с помощью ответа на поставленные вопросы: - «что нам помогает увидеть яблоко - его цвет, форму, величину?», - глаза (на доску помещается карточка с изображением «глаз»; - «какой карточкой можно обозначить цвет предмета?» - карточкой с цветом предмета и т.п. Важны интегрированные занятия, Важны интегрированные занятия, т.к. они представляют собой взаимосвязь содержания нескольких разделов программы, направленных на решение одной познавательной задачи

У Егора огород, Там морковка и горох. Справа огород Федоры, Там растут помидоры

Рано утром, взяв корзину, в огород пошла Алина. В огороде у забора, сорвала два помидора, а в теплице у крыльца два зеленых огурца. А еще хозяйка ловко с грядки сорвала морковку

Спасибо за внимание!