Сценография: история развития и ярчайшие современные представители.
Сценография – вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве.
Функции сценографии
Игровая непосредствен- ное участие сценографии и ее отдельных элементов (костюм, грим, маска,) в преображении облика актера и в его игре
Персонажная включение сценографии в сценическое действие в качестве самостоятельно значимого материально- вещественного «персонажа» – равноправного партнера исполнителей.
Обозначения места действия организация среды, в которой происходят все события спектакля.
Сценография во времена Античности Элементы театрально- декорационного искусства зародились в древнейших обрядах, играх. Принципы древнегреческого театра были усвоены театром Древнего Рима, где стал применяться занавес. В древнегреческом театре уже в V в. до н. э., помимо скены (пристройки для переодевания актёров и хранения театрального реквизита), существовали объёмные декорации, которые в эпоху эллинизма совмещались с живописными.
Сценография в Средние века Принцип симультанной декорации (одновременный показ всех мест действия) стал характерным для европейского средневекового театра, где первоначально фоном церковного мистериального действия служил интерьер, а затем - наружная стена храма. Для средневековых площадных представлений применялось устройство сцены, статичной и передвижной; применялись объёмные и живописные декорации. Во многих странах господствовал метод условно-символического оформления сцены: отдельные детали лаконично обозначали место действия.
Театр Шекспира Писаных декораций в театре "Глобус" было очень мало. Театр помогал зрителю понимать происходящее, вывешивая, например, таблички с надписями - с названием пьесы, с обозначением места действия.
Ренессанс и Новое время Декорационное искусство, как особая система оформления спектаклей, родился в итальянском придворном театре конца 15–16 вв., в виде т.н. декорационных перспектив, изображавших (аналогично картинам ренессансных живописцев) как бы окружающий человека мир: идеального города или идеальный сельский пейзаж. Создававшие их художники являлись мастерами универсального склада
Современная сценография Художественное решение спектакля должно помогать артистам строить пластику роли, находить наиболее выгодные в том или ином моменте действия участки сцены, декораций. Художник театра должен быть и портным, во всяком случае, знать, как делается раскрой платья или костюма. Плохо, неумело сделанные костюмы будут только мешать, сковывать актеров, а это не может не отразиться на их игре.
Современные сценографы
Давид Боровский Художник поставил свыше 20 спектаклей, стал соавтором таких известных постановок Таганки, как "Обмен", "Товарищ, верь...", "Живой", "Мать", "А зори здесь тихие...", "Гамлет", "Дом на набережной", "Высоцкий" и др. Боровский ставил спектакли и на многих драматических и оперных сценах Европы. Роль Давида Боровского в формировании стиля и идеологии Театра на Таганке хорошо известны и общепризнанные.. Всего в его творческом багаже - около 150 спектаклей.
Боровский-Бродский Александр Давидович Оформил множество спектаклей. Работал в кино и на телевидении, сделал несколько программ в Цирке на Цветном бульваре. Участник международных театральных выставок. Оформил ряд спектаклей в США, Финляндии, Дании, Австрии. Лауреат Государственной премии РФ, заслуженный художник РФ, лауреат премии "Хрустальная Турандот" (за сценографию спектакля "Смертельный номер", 1995), Орден почета (2012).
Дмитрий Анатольевич Крымов Российский художник, сценограф, режиссёр и театральный педагог. Член Союза художников России и Союза театральных деятелей Российской Федерации. Лауреат премии Федерации еврейских общин России "Человек года" (2009). В годах Дмитрий Крымов успешно сотрудничал со звездой русского балета Михаилом Барышниковым.