Обучение и учение: проблема взаимосвязи. План 1) Теоретические основы обучения 2) Процесс обучения и его методы 3) Учение как познавательная деятельность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекционные вопросы 1. Предмет и задача методики преподавания 2. Основные методы преподавания 3. Педагогический процесс Тема 1. Методика преподавания управленческих.
Advertisements

Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ЦПП) Педагогический процесс – это процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования.
ТЕМА: НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ. ПЛАН: 1. Предмет, цель и задачи педагогики. 2. Педагогика наука о воспитании. 3. Возникновение и развитие педагогики.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Основные понятия Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания,
Методы и средства обучения.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Метод (буквально - путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из основных методов интерактивного обучения Никишина Т.А. руководитель творческой группы учителей.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Анализ современного урока В помощь учителю
Цель – запрограммированный результат, который ученик должен получить в процессе учебной деятельности. Триединая задача урока Образовательная: вооружить.
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
Практическое занятие, каким ему быть? МОУ ЦО «Прогресс» Буденновского района 2010 год.
Современный урок: какой он?. Цель - выявить критерии современного урока и наметить пути повышения эффективности урока как основы качества образовательного.
Защита Защита реферата реферата. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Знание только тогда знание, когда.
Транксрипт:

Обучение и учение: проблема взаимосвязи

План 1) Теоретические основы обучения 2) Процесс обучения и его методы 3) Учение как познавательная деятельность 4) Сравнительный анализ понятий «обучение» и «учение»

1. Теоретические основы обучения

Обучение это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия преподавателей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Задачи обучения в педагогике: стимулирование учебной и познавательной деятельности обучаемых; развитие памяти, мышления, творческих способностей; совершенствование приобретаемых навыков и умений; организация деятельности по приобретению научных знаний и умений; выработка нравственно-эстетической культуры и научного мировоззрения.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки. ЗНАНИЯ обладание проверенной информацией, позволяющей решать поставленную задачу. УМЕНИЯ это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. НАВЫКИ компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Цели обучения ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ чтобы все учащиеся овладели основами наук, приобрели определенную сумму знаний, навыков и умений, развили свои духовные, физические и трудовые способности, приобрели начатки трудовых и профессиональных навыков; ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ чтобы воспитать каждого ученика высоконравственной, гармонически развитой личностью с научно-материалистическим мировоззрением, гуманистической направленностью, творчески активной и социально зрелой.

2. Процесс, приемы и методы обучения

Процесс обучения Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности.

Признаки процесса обучения: двусторонний характер; совместная деятельность учителей и учащихся; руководство со стороны учителя; специальная планомерная организация и управление; целостность и единство; соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; управление развитием и воспитанием учащихся.

Процесс обучения как система Процесс обучения – система, обладающая целостностью Процесс обучения как система состоит из следующих составных частей: o цели обучения, o деятельность преподавателя, o деятельность обучаемых, o конечный результат.

Методы обучения и их классификация Метод обучения - это совместная упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения. Классификация методов - упорядоченная по определенному признаку их система: традиционная классификация классификация по типу познавательной деятельности бинарные классификации по дидактическим целям

Традиционная классификация Практические методы Наглядные методы Словесные методы Работа с книгой и видео методы

Классификация по типу познавательной деятельности объяснительно-иллюстративные методы репродуктивные методы проблемного изложения частично поисковые методы исследовательские

Бинарные классификации Методы преподавания Методы учения информационный; объяснительный; объяснительно- побуждающий; побуждающий. исполнительный; репродуктивный; частично-поисковый; поисковый.

По дидактическим целям методы, способствующие первичному усвоению материала беседа чтение книг методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний практика упражнения

3. Учение как познавательная деятельность

Что такое учение? Учение это целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности. Цель учения - подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности, а основное средство освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом человека.

С точки зрения теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин), процесс учения состоит из четырех фаз: чувственный образ объекта активное формирование ходов решения закрепление и проверка знаний синтез новых знаний с прошлым опытом

Аспекты учения усвоение знаний о значимых свойствах мира, необходимых для успешной организации каких- либо видов идеальной или физической деятельности. Отсюда продукт учения - знания. овладение способами использования усвоения знаний для выбора и контроля приемов и организаций каждому виду деятельности - умение. овладение приемами и операциями, из которых складываются все виды деятельности - это навыки (автоматические умения).

результативность успешность процесса длительность процесса степень направленности процесса напряженность ОБЩИЕ СВОЙСТВА УЧЕНИЯ:

4. Сравнительный анализ понятий « обучение » и « учение »

миссия и цели критерии успеха продуктивность/финансирование распределение ролей Параметры сравнения:

Миссия и цели Обучение Учение Обучать Создавать учебную ситуацию Транслировать знания от преподавателей к студентам Добиваться, чтобы студенты сами открывали и конструировали знания Предложить программу и курсы Создать мощную учебную среду Улучшить качество преподавания Улучшить качество учения

Критерии успеха Обучение Учение качество и объем материального обеспечения учебного процесса; увеличение набора студентов, рост финансирования; качество преподавания, квалифицированность преподавательского состава. качественные и количественные характеристики результатов; увеличение роста учебной активности и эффективности; качество учения, способности студентов.

Продуктивность/финансирование Обучение Определение продуктивности стоимость одного часа обучения на одного студента. Финансирование академических часов. Учение Определение продуктивности - стоимость единицы учения на одного студента. Финансирование результатов учения.

Распределение ролей Обучение преподаватели прежде всего лекторы. преподаватели и студенты работают независимо и изолированно. линейное управление, независимость действий. Учение преподаватели прежде всего создатели методов. преподаватели развивают способности и дают проявиться таланту каждого студента. совместное управление, работа в команде.

Домашнее задание: 1. Обучение как целостная система. 2. Проблемы развивающего обучения. 3. Учение как средство воспитания. 4. Теории учения.

Литература: 1. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса. М., Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, c.- 5. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И.Я.Лернера. М., Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2010.

Благодарим за внимание!