Система смазки Выполнил: студент группы ТО-33 Дмитриев Сергей
Назначение системы смазки Во время работы двигателя его подвижные детали скользят по неподвижным. Трущиеся поверхности деталей двигателей, несмотря на тщательную обработку, как правило, имеют шероховатости. Для уменьшения сопротивления трения и одновременного охлаждения деталей их трущиеся поверхности смазывают, используя масла. Для непрерывной подачи масла к трущимся поверхностям деталей и отвода от них теплоты, а также вымывания продуктов износа служит смазочная система двигателей.
Устройство системы смазки 1 - канал подачи масла к газораспределительному механизму; 2 - главная масляная магистраль; 3 - канал подачи масла к подшипникам коленчатого вала; 4 - картер двигателя; 5 - фильтрующий элемент; 6 - корпус масляного фильтра; 7 - масляный насос; 8 - маслоприемник с сетчатым фильтром; 9 - поддон картера; 10 - пробка для слива масла
Схемы смазочных систем В зависимости от способа подвода масла к трущимся поверхностям различают следующие смазочные системы: 1. Смазка совместно с подачей топлива применяется на маломощных двухтактных карбюраторных двигателях (скутера, бензокосы). Масло в этом случается смешивается с бензином в пропорции 1:15 ( по объему) и заливают в топливный бак. 2. Смазка разбрызгиванием. Масло на детали подается следующим образом: на кривошипных головках шатунов имеются специальные черпаки, которые захватывают смазку из поддона картера ДВС и разбрызгивают ее. Основной недостаток такого варианта состоит в том, что качество смазывания деталей зависит от количества масла в поддоне, угла подъема или спуска дороги, величины оборотов коленчатого вала. В результате мотор периодически испытывает масляное голодание и быстро изнашивается.
Схемы смазочных систем 3. Смазка деталей под давлением. Вариант подразумевает непрерывную подачу смазки ко всем деталям под давлением, которое нагнетает масляный насос. Такая система не имеет недостатков предыдущей, однако сложность изготовления и эксплуатации не позволила ей получить широкого распространения. 4. Комбинированная смазка. В современных автомобилях, как правило, система смазки имеет комбинированное устройство. Ее особенность заключается в следующем: к деталям, более всего подверженным износу, масло подается под давлением, а к тем, которые работают в более легких условиях, разбрызгиванием. Эта система, в свою очередь, делится на два вида: система смазки с сухим и мокрым картером.
Мокрый картер Картер ДВС в этом случае выполняет роль резервуара для хранения масла. Это техническое решение имеет ряд недостатков, наиболее существенные из которых – вспенивание масла при высоких оборотах коленчатого вала, а также сильное плескание в картере, из-за чего может оголиться маслоприемник, что ведет к масляному голоданию и значительному снижению давления в системе смазки.
Сухой картер Сухим картером называется система подачи смазки на детали двигателя из отдельного резервуара. Отсюда и название сухой картер. Устанавливается преимущественно на спортивные автомобили, на внедорожники и трактора. Сделано это для того, чтобы детали двигателя не испытывали масляного голодания, ведь в спорте, на больших скоростях, и езде по бездорожью, масло в поддоне будет сильно плескаться, а значит обязательно возникнут трудности с его своевременной и бесперебойной подачей.
Как устроена система смазки с сухим картером Можно выделить основные составляющие данной системы: выкачивающий и подающий насос (производит забор масла из картера и подает на детали двигателя); масляный бак (содержит основной его запас); фильтр; радиатор; маслопроводы. Название сухой довольно условное, так как жидкость все равно стекает именно в картер, но оттуда сразу забирается выкачивающими насосами, обратно в резервуар, отсюда и название система сухого картера.
Преимущества и недостатки Преимущества такого технического решения заключаются в следующем: постоянное давление и лучшее охлаждение масла; смазка дольше сохраняет свои эксплуатационные свойства, т.к. не контактирует с картерными газами; меньшая высота двигателя (в случае, если резервуар находится за его пределами) позволяет снизить центр тяжести автомобиля и улучшить аэродинамику. Из недостатков данного вида систем смазки можно отметить высокую стоимость, больший вес, более сложное устройство и больший заправочный объем в сравнении с системой с мокрым картером.