Ориентирование на местности
Цель урока : Определение сторон горизонта на местности.
Задачи урока: Вспомнить понятие «Ориентирование» и основные способы ориентирования на местности.Вспомнить понятие «Ориентирование» и основные способы ориентирования на местности. Познакомиться с основными правилами пользования компасом.Познакомиться с основными правилами пользования компасом. Научится пользоваться компасом и определять стороны горизонта.Научится пользоваться компасом и определять стороны горизонта. Закрепить знания и умения, полученные на уроке.Закрепить знания и умения, полученные на уроке.
Что такое ориентирование? Определение своего местоположения относительно сторон горизонта.
Задание 1 (работа в парах, используя атлас с. 5) Мальчик Петя пошел с родителями в лес и заблудился. Он не испугался, потому что знал, что его дом находится на севере. И Петя решил самостоятельно найти дорогу домой. Он долго бродил по лесу, устал и присел на пень спиленной совсем недавно сосны. Приближался вечер, погода испортилась и начинался дождь. Петя понимал, что если он сейчас не сможет найти дорогу домой, ночью это будет сделать очень сложно. Во время отдыха он увидел у рядом растущей ели большой муравейник и очень обрадовался ему.
Критерии оценки своей работы: Правильность выполнения задания Правильность выполнения задания (за каждый правильный ответ – 1 балл, три вопроса – 3 балла). Помощь партнеру в паре – 1 балл.Помощь партнеру в паре – 1 балл. Скорость выполнения задания – 1 балл Скорость выполнения задания – 1 балл (если задание выполнено быстро – 1 балл, медленно – 0 баллов). ВСЕГО ЗА ЗАДАНИЕ 1- 5 БАЛЛОВ.
Вопросы к заданию 1: 1. Почему Петя очень обрадовался, когда увидел муравейник? 2. Какими способами ориентирования он мог еще воспользоваться? 3. Почему когда вечером испортилась погода, Петя решил как можно скорее найти дорогу домой?
Правильные ответы на задание Петя обрадовался когда увидел муравейник, так как он всегда располагается с южной стороны. 2. Мальчик мог определить направление на север по толщине годичных колец пня и по густоте ветвей ели. 3. Ночью можно определить направление по Полярной звезде только в ясную погоду.
А какие еще вы знаете способы ориентирования на местности? Ориентирование на местности с помощью часов, грибов, животных и компаса.
Ориентирование на местности с помощью часов.
Вернемся к нашей первой задаче: Вспомнить понятие «Ориентирование» и основные способы ориентирования на местности.Вспомнить понятие «Ориентирование» и основные способы ориентирования на местности. Скажите вспомнили понятие и основные способы ориентирования на местности?
Вспомните вторую задачу урока. Познакомиться с основными правилами пользования компасом
Откройте учебник на с.30 – 31, найдите в тексте учебника правила пользования компасом, внимательно их прочитайте.
Правила пользования компасом: 1. Установите компас на горизонтальной поверхности. 2.Подождите, пока стрелка остановится. 3. Медленно вращайте компас, пока синий конец не будет указывать на букву «С» или «N» (север) на шкале.
Выполнили вторую задачу урока? Переходим к третьей задаче: научится пользоваться компасом и определять стороны горизонта.
Вначале нам необходимо вспомнить: какие бывают стороны горизонта или направления. Основные направления: север, юг, запад, восток. Промежуточные: северо-восток, юго- запад, северо-запад и юго- восток.
Задание 2 (выполняется в группах по 4 человека). Определите с помощью компаса направление на доску, среднее окно, дверь и на шкаф, на верху которого стоит самый большой глобус (по 1 направлению на члена группы).Определите с помощью компаса направление на доску, среднее окно, дверь и на шкаф, на верху которого стоит самый большой глобус (по 1 направлению на члена группы). Критерии оценки своей работы (баллы): 1. Научились пользоваться компасом (1 ) 2. Правильно определили направления (1 ) 3. Активная работа в группе (1) Максимальное количество баллов – 3.
Правильные ответы: Направление на доску: южное или юго- западное.Направление на доску: южное или юго- западное. Направление на среднее окно: юго- восточное или восточное.Направление на среднее окно: юго- восточное или восточное. Направление на шкаф: северное или северо- восточное.Направление на шкаф: северное или северо- восточное. Направление на дверь: юго-западное.Направление на дверь: юго-западное.
Возвращаемся к третьей задаче: научились определять стороны горизонта или направления?
Задание 3. выполнение тестового практикума в рабочей тетради на с Правильные ответы: 1 в, 2 в, 3 в, 4 б, 5 в а б. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов за задание – 5.
Вывод по уроку: Существует несколько способов ориентирования на местности: по компасу, звездам, местным признакам, растениям и животным.Существует несколько способов ориентирования на местности: по компасу, звездам, местным признакам, растениям и животным. С помощью компаса определяют стороны горизонта или направления на местности.С помощью компаса определяют стороны горизонта или направления на местности. Выделяют 4 основных и 4 промежуточных сторон горизонта.Выделяют 4 основных и 4 промежуточных сторон горизонта.
Итог урока: Подсчитайте количество баллов, полученных за урок. Отметку «5» поставим за сколько баллов? Отметку «4»? Отметку «3»? «5» - 11 – 13 баллов «4» баллов. «3» - до 7 баллов.
Домашнее задание. Задание 1 на с рабочей тетради.Задание 1 на с рабочей тетради.