ВООБРАЖЕНИЕ или фантазия (это синонимы), как и мышление принадлежит к числу высших познавательных процессов,в которых отчетливо обнаруживается специфический характер деятельности.
В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии- коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. ВООБРАЖЕНИЕ-это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью
Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результата труда до его начала, и не только конечный результат продукта, но и его промежуточные продукты.
Общее между фантазией и мышлением Возникают в тех случаях,когда нужны новые решения Мотивируется потребностями личности
Опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в конкретно - образной форме, в виде ярких представлений.
В проблемной ситуации, которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности. Организованная система образов (представлений) Организованная система образов (представлений) Организованная система понятий Организованная система понятий Возможность выбора образа лежит в основе воображения. Возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления.
Воображение работает на том этапе познания,когда неопределенность ситуации весьма велика!
ЦЕННОСТЬ ВООБРАЖЕНИЯ Позволяет принять решения Позволяет принять решения Найти выход из проблемной ситуации Найти выход из проблемной ситуации Позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и представить конечный результат Позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и представить конечный результат
Воображение характеризуется АКТИВНОСТЬЮ, ДЕЙСТВЕННОСТЬЮ. Воображение в некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности, ее суррогат.
Пассивное воображение- образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения,которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными.
Грезы- образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь. Пассивное воображение преднамеренное непреднамеренное
Активное воображение Творческое - предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуется в оригинальных и ценных продуктах деятельности Воссоздаю щее – воображение имеющее,в своей основе создание образов, соответствующих описанию.
Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер, как и процессы восприятия,памяти, мышления.
Основная тенденция воображения- преобразование представлений (образов), обеспечивающие в конечном счете создание модели ситуации, заведомо новой, ранее не возникавшей.
Процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся.Воображение, фантазия-отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Сущность воображения
Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах: 1.Агглютинация-предполагает «склеивание» различных качеств, свойств, частей.(так строятся сказочные образы: пегас, русалка, избушка на курьих ножках). 2.Гиперболизация-изменение количества частей или их смещением( многорукие богини в индийской мифологии, драконы с семью головами и т. д.) 3.Схематизация-когда представления сливаются, различия заглаживаются, а черты сходства выступают на первый план.(создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира) 4.Подчеркивание- заострение каких-либо признаков (дружеские шаржи, злые карикатуры) 5 Типизация- выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном примере.(в худ. литературе, живописи, скульптуре)
Вывод: Воображение, имеющее исключительно важное значение для осуществления и организации деятельности, само формируется в различных видах деятельности и затухает. Воображение, имеющее исключительно важное значение для осуществления и организации деятельности, само формируется в различных видах деятельности и затухает. В дошкольном возрасте выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта В дошкольном возрасте выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта Выступает необходимым элементом творческой деятельности в искусстве и литературе. Выступает необходимым элементом творческой деятельности в искусстве и литературе.