УЧИМСЯ ДЫШАТЬ ПРАВИЛЬНО Составила: учитель-логопед Деева Елена Александровна Филиал МКДОУ «Детский сад 1»- Детский сад 11
Что такое речевое дыхание? Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Для того, чтобы можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание. Так же речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой.
Правила выполнения дыхательной гимнастики Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций: 1. вдох через нос, выдох осуществляется ртом; 2. губы при выдохе немного открыты («трубочкой»); 3. выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка; 4. не поднимать плечи; 5. не надувать щеки при выдохе; 6. упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз; 7. осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи) 8. проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме; 9. помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики.
«Паровозик» Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Повторять в течение 3540 секунд.
Дуем на поддавки и тренажеры короткий вдох через нос и плавный длительный выдох через рот
«Надуваем быстро шарик…». представить себя воздушным шариком; на счет 1,2,3,4, сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть
«Назови картинку» «Птички разлетелись!» На уровне рта ребенка на ниточках бумажные бабочки, птички, снежинки, листочки. Предложите ребенку плавно подуть (губы «трубочкой»). Взрослый показывает, как правильно дуть на ленточки-«занавески», ребенок называет картинку, которую увидел за шторкой
«Поющие пузырьки» «Подуй на снежинку» Предложить ребёнку подуть в пузырёк (как гудит пароход). Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, кончик языка касается края горлышка пузырька.Пузырёк касается подбородка.Струя должна быть сильной и идти по середине языка.
«Звуковые дорожки» вдох носом, выдох через рот проводят пальчиком по дорожкам и произносят определенный звук.
«Бабочки летят» По команде ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на полянку с бабочками. Бабочки должны улететь
« Каша пыхтит» вдох через нос, контролируют дыхание, на выдохе : «пых, пых, пых»