Проект «ДОРАБОТКА, АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ И ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ» Внедрение инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с ФГОС: распространение результатов проекта Научный руководитель проекта – Ковалева Г.С.
Участники проекта : институты РАО, университеты, региональные структуры ОКО, магистерские программы, издательства Новые образовательные результаты: Личностные Метапредметные Предметные Формы представления результатов: по регионам, образовательным учреждениям, классам, отдельным учащимся, отдельным результатам Инновационный инструментарий для оценки личностных, метапредметных и предметных результатов, для сбора контекстной информации, для оценки профессиональной компетентности учителей Управление качеством образования: использование результатов для информирования различных пользователей, принятия решений, индивидуальной поддержки учащихся Участники апробация: 7 федеральных округов 33 субъекта РФ Более 1000 образовательных учреждений Более 70 тысяч учащихся Система оценки качества начального образования в соответствии с ФГОС (основные характеристики проекта)
3 Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач личностные: самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация метапредметные: саморегуляция коммуникация познавательная деятельность предметные: освоение систематических знаний, преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний ФГОС: ориентация на результат: в чем проявляется достижение результатов ФГОС: ориентация на результат: в чем проявляется достижение результатов
Предметные результаты: тесты для ОИД и ОКО Метапредметные результаты: Комплексные работы на межпредметной основе, групповые проекты Личностные результаты: Методики самооценки, отношений, структуры мотивации, морально-этические дилеммы, Анкеты для сбора контекстной информации (анкеты для учителей, родителей, администрации) Тесты профессиональной компетентности учителей Инструктивно-методическое сопровождение (положения, регламенты, инструкции, методические рекомендации) Программно-технологическое сопровождение (программные модули для сбора и обработки информации) Инновационный инструментарий
Формы представления результатов - 5
Приоритетные направления разработок годов для управления качеством образования 1. Создание информационных ресурсов по результатам оценки качества образования; 2. Разработка рекомендаций и методических материалов по повышению квалификации учителей начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НО; 3. Разработка рекомендаций и методических материалов по организации работы с детьми, демонстрирующими высокий уровень образовательных достижений; 4. Разработка рекомендаций и методических материалов по организации работы с детьми, не освоившими требования ФГОС на базовом уровне.
Серия «ФГОС: Оценка образовательных достижений» Пособия включают: –тетради с вариантами проверочных работ для учащихся; –книгу для учителя с методическими рекомендации по проведению и оценке выполнения работы, интерпретации и использованию результатов; –компьютерную программу на CD для ввода и обработки данных, получения результатов по классу, по отдельным учащимся и заданиям. Готовятся к выпуску в годах: Математика. Стандартизированные материалы для итоговой аттестации. 4 класс. Русский язык. Стандартизированные материалы для итоговой аттестации. 4 класс. Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации. 5 класс. Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации. 6 класс.
Математика. Оценка профессиональной компетентности учителей начальной школы Авторы: Л.О. Денищева, Г.С. Ковалёва, О.А. Рыдзе, Л.П. Стойлова, Н.В. Шевелева. Под редакцией Г.С. Ковалёвой Пособие знакомит с основными подходами к оценке профессиональной компетентности учителей начальной школы в преподавании математики. Кому и чем может быть полезно данное пособие? Учителям – для оценки сильных и слабых сторон своей подготовки по отдельным направлениям преподавания математики Руководителям образовательных учреждений – для оказания методической помощи учителям начальной школы Системе повышения квалификации педагогических кадров – для стартовой диагностики учителей начальной школы в системе повышения квалификации педагогических кадров и определения направлений переподготовки Службам аттестации педагогических кадров – в качестве одного из показателей профессиональной компетентности учителей начальной школы при их аттестации Службам оценки и контроля качества образования, системе управления качеством образования – для оценки готовности учителей начальной школы к реализации образовательных стандартов второго поколения Педагогическим вузам – для оценки подготовки студентов в области преподавания математики в начальной школе Пособие может привлечь внимание большого круга специалистов и общественности к проблемам педагогической подготовки учителей.
Необходимые условия успешного внедрения системы оценки качества начального образования 1. Встраивание разрабатываемой системы оценки качества начального образования в федеральную систему оценки и мониторинга качества общего образования 2. Объединение усилий федеральных и региональных структур и специалистов в разработке измерительных материалов 3. Создание механизмов использования результатов оценки индивидуальных достижений и качества образования
Направления дальнейшей работы по совершенствованию и внедрению модели оценки качества начального образования 1. Совершенствование модели по выделенным направлениям. 2. Стандартизация измерительных материалов и процедур 3. Совершенствование технологии сбора и обработки данных 4. Оказание помощи регионам в выстраивании региональных систем оценки качества образования (повышение квалификации, экспертиза, совместные разработки)
Цели и задачи проекта Цель проекта - доработка, апробация и внедрение процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Задачи проекта на 2013 год 1. Распространение модели проведения процедур оценки качества начального образования. 2. Проведение семинара по итогам распространения модели 3. Анализ результатов распространения модели проведения процедур оценки качества начального образования, подготовка предложений по внедрению модели проведения процедур оценки качества начального образования.
Участники проекта 2013 года 33 субъекта РФ: Алтайский край, Астраханская обл., Белгородская обл., Вологодская обл., Ивановская обл., Иркутская обл., Калининградская обл., Калужская обл., Краснодарский край, Красноярский край, Курская обл., Ленинградская обл., г. Москва, Московская обл., Нижегородская обл., Новосибирская обл., Омская обл., Орловская обл., Республика Башкортостан., Республика Карелия, Республика Марий Эл, Республика Саха, Самарская обл., Саратовская обл., Свердловская обл., Тамбовская обл., Тверская обл., Томская обл., Удмурская республика, Хабаровский край, Челябинская обл., ЯНАО, Ярославская обл.
Актуальные направления оценки качества начального образования в РФ 1. Проведение внешней (независимой) оценки качества начального образования в образовательном учреждении с целью получения достоверной информации об индивидуальных достижениях выпускников начальной школы образовательного учреждения для широкого круга задач (аккредитации ОУ, аттестации педагогических кадров, получения информации об обеспечении гарантий граждан по обеспечению равного доступа всех обучающихся в данном образовательном учреждении к качественному образованию и др.). 2. Проведение внешней (независимой) оценки качества начального образования на различных уровнях (муниципальном, региональном, национальном) с целью получения достоверной информации о состоянии системы начального образования и тенденциях ее изменения, а также факторах, влияющих на качество начального образования для управления качеством образования (мониторинговые исследования).
Задачи, реализуемые в ходе процедур оценки качества образования по двум направлениям - Разработка стандартизированных измерительных и инструктивно-методических материалов для оценки индивидуальных достижений обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС (2 комплекта) - Организационное и технологическое обеспечение проведения процедур ОКО; - Проведение обследований в образовательных учреждениях; - Обеспечение достоверности получаемой информации об индивидуальных достижениях выпускников начальной школы; - Подготовка специалистов для проведения процедур ОКО; - Обработка и анализ результатов ОКО; - Формирование базы данных результатов ОКО; - Информационное обеспечение процедур ОКО; - Представление результатов ОКО для возможного их использования различными пользователями; - Организация обсуждений результатов ОКО с представителями различных групп пользователей
Оценка индивидуальных достижений обучающихся планируемые результаты освоения образовательной программы начального образования (раздел «Выпускник научится»). Оценка состояния системы начального образования планируемые результаты освоения образовательной программы начального образования (разделы «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»), а также требования ФГОС к условиях реализации основной образовательной программы начального образования. Содержательная и критериальная основа оценки качества образования
Оценка индивидуальных достижений обучающихся (все выпускники ОУ) 1. КИМ для оценки предметных результатов (математика, русский язык, окружающий мир) 2. КИМ для оценки метапредметных результатов (учебные компетенции: работа с информацией, регулятивные и коммуникативные умения) 3. Инструктивно-методические материалы (Регламенты, Положения, Методические рекомендации по использованию результатов и др.) Оценка состояния системы начального образования (выборочная совокупность) 1. КИМ для оценки предметных результатов (математика, русский язык, окружающий мир) 2. КИМ для оценки метапредметных результатов (учебные компетенции: работа с информацией, регулятивные и коммуникативные умения) 3. КИМ для оценки личностных результатов (самоидентификация, смыслообразование, этические и моральные нормы) 4. Инструктивно-методические материалы (Регламенты, Положения, Методические рекомендации по использованию результатов и др.) 5. Инструментарий для сбора контекстной информации (анкеты для учащихся, учителей, родителей, администрации ОУ) Состав инструментария оценки качества начального образования
Оценка индивидуальных достижений обучающихся 1. Время выполнения: 45 мин. 2.Структура: псевдо-параллельная (за заданиями базового уровня следуют задания повышенного уровня) 3. Варианты независимые или связанные якорными заданиями 4. Теория измерения: классическая теория тестов (+IRT) 5. Преобладает критериально- ориентированная оценка 6. Возможность выделения уровней достижения планируемых результатов Оценка состояния системы начального образования 1. Время выполнения: 45 мин. 2.Структура: блочная (нет строгого правила расположения заданий базового и повышенного уровней ) 3. Варианты связаны повторяющимися блоками (возможность построения единой шкалы и выявления тенденций) 4. Теория измерения: классическая теория тестов и IRT 5. Преобладает нормативно- ориентированная оценка 6. Возможность выделения уровней достижения планируемых результатов, построения профилей овладения планируемыми результатами (по содержанию и видам деятельности) Особенности измерительных материалов
Показатели качества начального образования Группа 1: распределение обучающихся по уровням освоения основной образовательной программы начального общего образования по математике, русскому языку, окружающему миру, личностным и метапредметным результатам (для всех обучающихся и отдельных групп); Группа 2: распределение обучающихся по качеству (структуре) освоения основной образовательной программы начального общего образования (профили обучающихся по выделенным планируемым результатам, элементам содержания, способам действий или компетенциям для всех обучающихся и отдельных групп);
Показатели качества начального образования Группа 3: распределение обучающихся по уровням сформированности учебной мотивации по отдельным предметам (для всех обучающихся и отдельных групп); Группа 4: распределение обучающихся по уровням готовности к обучению в основной школе (для всех обучающихся и отдельных групп).
Измерительные материалы для процедур оценки качества начального бразования : 6 комплектов КИМ по 3 предметам: Математика: МА1 (4 варианта на 1 урок) и МА2 (8 вариантов на 1 урок), Русский язык: РУ1 (4 варианта на 1 урок) и РУ2 (8 вариантов на 1 урок), Окружающий мир: ОМ1 (4 варианта на 1 урок) и МА2 (8 вариантов на 1 урок). Дополнительно: КИМ для оценки метапредметных результатов на 2 урока: письменная работа на 40 мин. и групповая работа над проектами на 40 мин. Экспериментальные материалы для оценки личностных результатов на 1 урок (40 мин.). Анкеты для сбора контекстной информации
21 Инструментарий для оценки качества образования: начальная школа, 2012 г. Инструментарий для оценки качества образования: начальная школа, 2012 г. Индивидуальные достижения учащихся Состояние системы начального образования предметные метапредметные личностные РЯ МАОМ Комплексные работы с текстом на межпредметной основе Основа: Пл Рез блок «Выпуск- ник научится» РЯ Основа: Пл Рез оба блока МА ОМ Анкеты: самооценка отношение мотивация Групповой проект: индивидуальный уровень ТО ЖЕ + Групповой проект: уровень группы Не допустимо Моральные дилеммы Контекстная информация, анкеты для учителей и родителей Предмет анализа
Состав инструментария Разработанный инструментарий включает следующие материалы: 1. Рекомендации по проведению итоговой работы для учащихся 4 классов. 2. Итоговая работа для учащихся 4 классов (4 варианта). 3. Рекомендации по оценке выполнения заданий итоговой работы для учащихся 4 классов и вводу данных в электронные формы. 4. Формы для ввода и первичной обработки данных (на электронных носителях). 5. Формы представления результатов
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ регулятивныекоммуникативныепознавательные целеполагание речевые средства работа с инфор- мацией: поиск, запись, восприятие планирование определение способа действия контроль коррекция коммуникация при взаимодействии использование моделей, знаков и символов,схем логические опе- рации: анализ, синтез, сравнение, сериация, класси- фикация, обобще- ние, подведение под понятие, ана- логия, суждение чтение поиск инфор- мации преобра- зование, интерпре- тация инфор- мации оценка инфор- мации Оценка по результатам выполнения Оценка в процессе выполнения
Примеры комплексных работ
Групповые проекты 1. Познавательный «Что мы знаем о Земле»: Работа с источниками. Обработка текстов. Результат: Плакат или презентация, содержащие Текст и рисунки Загадки и пословицы, математические задачи и др. 2. Опрос «Что мы любим». Какие телепередачи мы смотрим, Какие книги читаем и т.д. Подготовка и проведение опроса. Обработка данных. Результат: Плакат или презентация, содержащие заданные вопросы, форму для фиксации ответов, собранные данные, диаграмму с ответами, выводы 3. Конструкторский «Макет детской площадки в школьном дворе». Работа с пластилином, ЛЕГО или рисунок Результат: Натуральный макет + фотоснимок+объяснения в виде текста или презентации 4. Социальный «Помоги будущему первокласснику» Подготовка плана помощи и опеки Результат: Текст или презентация с планом опеки
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ само- определение смысло- образование морально- этическая ориентация внутренняя позиция школьника: 1)отношение к школе 2)отношение к учебной деятельности 3)образец хорошего ученика основы гражданской идентичности: 1)Я – гражданин России 2)Я и общее благополучие 3)Я и другие (этнос) мотивационная основа и интересы: 1)широта, выраженность, устойчивость мотивов 2)устойчивость интереса к новому материалу и способам решения Знание норм Самооценка и рефлексия: 1)ориентация на самооценку 2)способность к самооценке Моральное сознание: 1)дифференциация моральных и конвенциональных норм 2)нравственная ориентация 3)этические чувства 4)эмпатия (сопереживание) Ценностные установки: 1)здоровый образ жизни 2)охрана природы 3)чувство прекрасного 4)ценность труда Я – школьник Я и другие Моральное сознание и нормы Ценностные установки Рефлексия
27 1. Методика «Настроение» (отношение к учебной деятельности) 2. Методика «Как ты себя оцениваешь?» (на основе методики самооценки Дембо- Рубинштейн) 3. Анкета для учащихся (структура и динамика мотивации) 4. Моральные дилеммы «Как поступить» Примеры методик и заданий
Направления доработки измерительных материалов и форм представления результатов 1. Стандартизация измерительных материалов 2. Анализ используемых шкал
Стандартизация измерительных материалов 1. Характеристики итоговой работы МА1
Стандартизация измерительных материалов 1. Характеристики итоговой работы МА1
Стандартизация измерительных материалов Характеристики итоговой работы МА2
Стандартизация измерительных материалов
Анализ используемых шкал Схема структурной модели шкалы проектной деятельности
Основные показатели, по которым представляются предметные результаты 1. Успешность освоения учебной программы (общий балл за выполнение всей работы по предмету по 100 балльной шкале). 2. Достижение базового уровня – балл за выполнение заданий базового уровня. Критерий 1 – критическое значение достижения базового уровня (выполнено 50% заданий базового уровня или более); Критерий 2 – перспективное значение достижения базового уровня, которое может использоваться после успешного введения стандартов второго поколения (выполнено 65% заданий базового уровня или более). - 34
Основные показатели, по которым представляются предметные результаты 3. Уровни достижений: базовый, повышенный, высокий, пониженный, недостаточный Базовый уровень достижений - точка отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися. 4. Успешность образовательной миссии учителя (условное название) - соотношение освоения раздела планируемых результатов начального образования «Выпускник научится» и раздела «Выпускник получит возможность научиться». Данный показатель дает возможность оценить степень освоения обязательной для всех учащихся части программы (раздел «Выпускник научится») по сравнению с частью программы (раздел «Выпускник получит возможность научиться»), обязательной для преподавания и направленной на расширение и развитие интереса к изучению данного предмета, пропедевтику обучения, углубленное изучение предмета для наиболее одаренных детей. - 35
Перечень статистических форм, полученных образовательными учреждениями По каждому образовательному учреждению (классу) 1. Результаты выполнения итоговой работы по каждому предмету по классу (форма Ф-ОИД-1 или форма ОКО-1); 2. Результаты оценки индивидуальных достижений по каждому предмету (форма Ф-ОИД-2.) 3. Результаты выполнения итоговой работы по каждому предмету по отдельным заданиям (форма Ф-ОИД-3. или Ф-ОКО-2 ). Ф-ОИД-1: Ф – форма, ОИД – оценка индивидуальных достижений Ф-ОКО-1: Ф – форма, ОКО – оценка качества образования. - 36
Примеры статистических форм, полученных образовательными учреждениями. Пример
Примеры статистических форм, полученных образовательными учреждениями. Пример
Примеры статистических форм, полученных образовательными учреждениями. Пример 3. 39
Примеры статистических форм, полученных образовательными учреждениями. Пример
Примеры статистических форм, полученных образовательными учреждениями. Пример 5. 41
Распределение учащихся 4 класса по уровням достижения планируемых результатов по математике в соответствии с ФГОС начальной школы
Число учащихся, достигших определенные уровни подготовки по трем предметам РЕГИОН ХХ Процент учащихся достигших высшего уровня По трем области проверки 18 Русский язык 33 Окружающий мир 38 Математика 37 РЕГИОН ХХ Процент учащихся НЕ достигших базового уровня По трем области проверки 1 Русский язык 5 Окружающий мир 4 Математика 6
Примеры статистических форм Пример 6. 44
Инструментарий для получения контекстной информации с целью оценки качества образования и объяснения полученных результатов: Анкеты для учащихся; Анкеты для учителей; Анкеты для родителей
Влияние используемых учебников на успешность выполнения тестов
Результаты опроса родителей о качестве начального образования 1. Комфортность образовательной среды 2. Качество образовательной среды 3. Социализация учащихся 4. Индивидуальная работа с учащимися: поддержка познавательной активности 5. Информированность родителей 6. Безопасность учащихся в школе 7.Материально-техническое обеспечение 8.Здоровье-сберегающие ресурсы школы
Шкала 1. Комфортность образовательной среды
ПараметрыОИД (оценка индивидуальных достижений) ОКО (оценка качества образования) Количество учащихся Около 500Не менее 500 Особенности выборки По плану региона По единым требованиям Инструментарий Предметные результаты: МА1, РУ1, ОМ1 Метапредметные результаты: комплексные работы, групповые проекты Анкеты для учителей Предметные результаты: МА2, РУ2, ОМ2 Личностные результаты: 5 методик Анкеты для учащихся, учителей и родителей Направления использования результатов Создание информационных ресурсов Повышение квалификации учителей Индивидуальная работа с учащимися Создание информационных ресурсов Повышение квалификации учителей Сроки проведения Апрель 2013 года Организационная модель 2013 года
Совершенствование процедуры проведения, технологии сбора и обработки данных 1. Введение независимых наблюдателей 2. Подготовка экспертов для проверки заданий с развернутым ответом (вебинары) 3. Независимая проверка и перепроверка 4. Независимый сбор и получение данных
Дополнительные направления работы 1. Апробация инструментария для оценки профессиональной компетентности учителей математики основной школы в ходе анонимного Интернет-тестирования (июнь 2013 года) 2. Апробация инструментария для оценки метапредметных результатов в 6 классе (май 2013 года)
Спасибо за внимание! Ковалева Галина Сергеевна, руководитель отдела оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО Тел./факс: (499) сайт: