Хакасский народ принадлежит к алтайской языковой семье, тюркской группе. «Современные какасы представлены южно-сибирскими и урало-алтайскими антропологическими типами смешанной монголоидно-европеоидной расы. В лингвистической классификации какасский язык относится к группе тюркских языков»
Хакасы наряду со скотоводством занимались земледелием, строительством, охотой и рыболовством. С середины III тысячелетия до н.э. территория нынешней Хакасии становится древнейшим центром земледельческой культуры в Северной Азии.
Хакасский язык включает четыре диалекта: качинский, ногайский, кызыльский, шорский, и относится к ветви тюркских языков. К нему по культуре и языку близки телеуты, теленгиты, шорцы, чулымцы, киргизы, алтайцы. Исследованием какасской этнографии занимались Г.Ф. Миллер, П.С. Паллас, В.В. Радлов, Е.К. Яковлев, Н.Ф. Катанов, С.Д. Майнагашев, Л.П. Потапов, П.И. Каралькин, Ю.А. Шибаева, К.М. Патачаков. В последние десятилетия большую работу по изучению какасской этнографии проводит В.Я. Бутанаев, которому удалось собрать и обобщить множество богатейшего материала.
Традиционным мужским видом одежды какасов была рубаха, женским платье. Рубаха была с поликами на плечах, разрезом на груди и отложным воротником, который застёгивался на одну пуговицу. Подол и рукава рубахи были широкими. Платье не слишком сильно отличалось от рубахи – разве что длиной. Задний подол был длиннее переднего.
Основной пищей какасов, как и других скотоводов Южной Сибири и Центральной Азии, служили зимой мясные, а летом молочные блюда. На зиму в среднем хозяйстве забивались лошадь или корова и около 30 овец. С конца XIX века, под влиянием русских крестьян стали заготавливать свинину и птицу, их мясо обычно шло на пироги.
Считается, что народы, исповедующие шаманизм, на первое место ставят культы Неба, Солнца, Огня, материнства, высоко чтятся культы Предков и Святынь-Покровителей. Культы отчетливо свидетельствуют о том факте, что это мировоззрение возникло естественным путем, без всякого вероучения.
В целом можно назвать особой религиозно-мировоззренческой системой взаимодействия с силами природы у народов Северной и Центральной Азии. Шаман (по как. - хам) считается посредником между миром людей и сверхъестественными силами. При этом у каждого народа имеются присущие только ему особенности шаманской практики. Шаманы играли важную роль в жизни общества - они проводили обряды, промысловые культы, лечили от болезней, провожали душу умершего в иной мир.
Задачу вырастить детей умными, смелыми, трудолюбивыми жизнь ставит не только перед нами, перед нашими отцами, дедами. Века и тысячелетия решалась эта задача: осмысление, сохранение и передача следующим поколениям того всеобщего, на чем стоит человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо какасов.