Социальная компетентность личности Выполнил студент
План 1. Социализация личности 2. Социальная компетентность личности 3. Виды компетенций
1 вопрос. Социализация личности
Социализация личности Социализация становление личности процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни.
Социализация личности Сущность социализации заключается в усвоении индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему становиться личностью, способной функционировать в данном обществе.
Социализация личности При более широком истолковании (Ильясов Ф. Н.) под социализацией понимается процесс включения индивида в систему общественных отношений. В этом случае социализация может рассматриваться как совокупность следующих процессов: 1. интернализации социальных норм; 2. усвоения социальных функций; 3. вхождения в социальную группу (социальной мобильности).
Факторы социализации мегафакторы макрофакторы мезофакторы микрофакторы А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся:
2 вопрос. Социальная компетентность личности
Социальная компетентность Социальная компетентность - представляет собой совокупность конкретных качеств личности, способностей, социальных знаний и умений, субъективная готовность к самоопределению, обеспечивающие интеграцию человека в обществе посредством продуктивного выполнения им различных социальных ролей.
Процесс формирования социальной компетентности Процесс формирования социальной компетентности играет важную роль как в жизни отдельно взятой личности, так и общества в целом. Это длительный, активный процесс, продолжающийся от рождения человека до его смерти.
Процесс формирования социальной компетентности В ходе данного процесса у человека возникают соответствующие отношения к социальным фактом и в целом к окружающему миру, избирательность в восприятии и оценке этих фактор и событий, складывается субъектность: личность начинает активно, избирательно и целенаправленно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный и физический потенциал, т. е. происходит социальное становление личности, следовательно, формируется его социальная компетентность.
Процесс формирования социальной компетентности Длящийся на протяжении всей жизни, процесс развития социальной компетентности особенно активно реализуется в детские и юношеские годы, т. е. в период обучения в школе, колледже, вузе. В данный период образование, наряду с другими общественными институтами, наиболее эффективно выполняет свою социализирующую функцию, приобщая студентов к жизни в обществе путем передачи ему системы ценностей, знаний, навыков.
Процесс формирования социальной компетентности В семье В детском саду В школе В ВУЗе На работе
Процесс формирования социальной компетентности Наиболее важным местом социализации, и местом, где формируется социальная компетентность является ВУЗ. В условиях изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом, вузовское образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации студентов к новым жизненным условиям, развивает социальную активность, формирует готовность к самоопределению.
Формируемая и развиваемая социальная компетентность студентов способствует расширению и углублению их знаний об окружающей действительности и о себе, стимулирует приобретение и развитие социально и профессионально значимых качеств, способностей и умений, которые позволяют им более успешно ориентироваться в жизненно важных процессах, становиться конкурентоспособными специалистами, обладать необходимой готовностью, успешно действовать на современном рынке труда, адекватно реагировать на воздействия социальной среды и тем самым повышать защищенность от ее агрессивных и других негативных воздействий.
3 вопрос. Виды компетенций
Виды компетенций В 1996 году на симпозиуме в Берне по программе Совета Европы заговорили о категории «ключевые компетенции», которые И.А.Зимняя определила как наиболее общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе
Виды компетенций В. Хутмахер приводит принятое Советом Европы содержание пяти ключевых компетенций. Это : 1. политические и социальные компетенции 2. компетенции, связанные с жизнью в много культурном обществе, препятствующие проявлению (возрождению - resurgence) расизма и ксенофобии и развитию толерантности
Виды компетенций 3. компетенции, относящиеся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией, в том числе (обязательно!), иноязычной; 4. компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества 5. компетенции, связанные с развитием «самости»
Заключение Успешно социализирующаяся личность – это человек, обладающий хорошо выраженной социальной направленностью, активно стремящийся к самоопределению и самореализации в обществе и умеющий продуктивно адаптироваться в окружающем его социуме на основе знаний о социальной действительности, сформированности социально значимых качеств, способностей и умений. При этом успешность социализации связана не только с наличием у человека данных качеств, но в первую очередь, с реальными действиями, в которых эти качества находят воплощение.
Список литературы 1. Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия Гуманитарные науки» 1 (13), ISBN %D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B 8%D1%8F
Спасибо за внимание!