Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина Студетки 2 курса 1 группы Факультету украинской филологии Золотаревой Анжелики Алексеевны
1. Теория поэтапного формирования умственных действий Теория поэтапного формирования умственных действий 2. Ориентировочная основа действий – это…Ориентировочная основа действий – это… 3. Критерии ООДКритерии ООД 4. Типы ООДТипы ООД 5. Этапы усвоения и формирования действий Этапы усвоения и формирования действий 6. Типы учения Типы учения 7. Практическое значение теории Практическое значение теории
1. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин) Действие Ориентировочная основа действий Исполнительская часть действия Цель преобразования Средства преобразования
2. Ориентировочная основа действий – процесс и результат первоначального ознакомления учащихся с формируемым у него действием, а также с качествами и условиями его успешного и правильного выполнения
3. ООД может определяться по трем критериям Степень полноты Мера обобщенности Способу получения обучаемым полнаянеполнаяобобщеннаяконкретная самостоятельно в готовом виде
Полная ООД предполагает наличие у учащихся точных и достаточных сведений о всех компонентах формируемого действия Обобщенность ООД характеризуется широтой класса объектов, к которым применимо данное действие на практике
4. Типы ООД Первый тип присутствует при выполнении действия по методу проб и ошибок. Им учащийся пользуется тогда, когда задача обучения определенному действию специально не ставится. Второй тип предполагает постановку такой задачи и разумное изучение внешних сторон действия прежде, чем оно начнет выполняться. При этом тип ООД учащемуся задает учитель, сам же ученик не в состоянии сориентироваться во вновь выполняемом действии. Третий тип ООД характеризуется тем, что учащийся, встретившись с новым для него действием, в состоянии сам составить и реализовать его ориентировочную основу.
5. Процесс усвоения и формирования действий проходит шесть этапов Мотивация (привлечение внимания обучаемого, побуждение его интереса и желания получить соответствующие знания); Уяснение ООД; Выполнение действия в материальной (материализованной) форме; Выполнение действия в плане громкой речи; Выполнение действия в плане речи про себя; Выполнение действия в плане внутренней речи, или в уме.
6. Типы учения Первый тип: учение действия происходит с ошибками, с недостаточным пониманием материала, с неспособностью выделить существенные признаки. Второй тип: усвоение знаний характеризуется более уверенным и полным пониманием содержания материала с четким различением существенных и несущественных признаков. Третий тип: обеспечивается быстрое, эффективное и безошибочное усвоение действия, предполагающее формирование всех его основных качеств.
Ориентировочная основа заданного умственного действия разъясняется учащемуся в самом начале его формирования. Затем с опорой на нее выполняется само действие, причем сначала во внешнем плане с реальными предметами. После достижения определенного уровня мастерства во внешнем исполнении действия учащийся выполняет его в плане громкой речи, затем – в плане речи про себя и, наконец, в плане внутренней речи.
7. Практическое значение теории П.Я.Гальперина состоит в том, что в процессе обучения формирование новых действий происходит легче, без заучивания нового материала, так как он усваивается непроизвольно