по русскому языку в 9 классе МОУ Шуваевской ООШ Учитель МОУ Шуваевской ООШ Тропынёва Е.М.
написание сжатого изложения; выполнение тестовых заданий на основе напечатанного текста; написание сочинения - рассуждения на лингвистическую тему.
работа с визуально воспринимаемым текстом; изложение текста, воспринимаемого на слух.
Прочитайте исходный текст. Сформулируйте основную тему и идею текста( о чём текст? что хотел сказать автор?). Подчеркните ключевые слова и предложения. Выделите в тексте микротемы или сформулируйте их самостоятельно. Выделите в тексте компоненты( слова, словосочетания, предложения), которые можно подвергнуть компрессии. Используя различные способы сжатия, сократите текст. Проверьте наличие в тексте изложения всех микротем, их последовательность и точность передачи каждой из них. Проверьте связь между частями изложения. Проверьте наличие авторского замысла. Проверив изложение с содержательной стороны, тщательно проверьте текст на наличие грамматических, речевых, орфографических и пунктуационных ошибок. Напишите сжатое изложение.
сделать предварительные записи; составить подробный план; выбрать способы компрессии для каждой части текста и сократить его; проверить смысловую и грамматическую связь между частями изложения и наличие исходного авторского замысла; проверить текст на наличие грамматических, речевых, орфографических и пунктуационных ошибок; написать сжатое изложение.
Исключение: повторов, одного или нескольких синонимов, уточняющих и поясняющих конструкций, фрагмента предложения или всего предложения, содержащих второстепенную информацию.
Обобщение: замена однородных членов обобщающим наименованием, замена фрагмента предложения синонимичным выражением, замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
Упрощение: слияние нескольких предложений в одно, замена предложения или его части указательным местоимением, замена СПП простым, замена прямой речи косвенной.
знакомство с алгоритмом выполнения каждого задания, групповой анализ каждого задания; индивидуальная работа, с последующим групповым анализом.
Алгоритм написания сочинения 1. Вступление. Формулирование тезиса, т.е. положения, которое будет доказываться(2-3 предложения). 2. Аргументация этого тезиса: необходимо привести не менее двух аргументов из текста, иллюстрирующих различные языковые явления и их роль в тексте (10-15 предложений) 3. Вывод-заключение, подтверждающий выдвинутый тезис(без него рассуждение будет незаконченным) предложения. Помните: каждая из указанных частей представляет собой новый абзац.
- теоретический уровень, - анализ и синтез текстов и тестов, - практическая самостоятельная деятельность учащихся.