Введение и актуальность Мир кукол полон сюрпризов и загадок. Кукла – первая среди игрушек. В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. А с учетом направлений развития общественного интереса к русскому фольклорному искусству, я не чувствую, что тема моего проекта «оторвана от жизни». Я убедилась, что собранная мной информация востребована и актуальна! Поэтому мы считаем, что в 21 веке у детей должны быть игрушки, не только изготовленные машинами, но и созданные своими руками.
История возникновения куклы - оберега С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая.
= Цель проекта:Воспитание гражданской идентичности на основе изучения одного из направлений народного творчества;Повышение уровня социализации учащихся. Задачи:Познакомиться с историей появления кукол в культуре народов России и их назначением;Освоить технологии создания кукол-оберегов;Изготовить образцы кукол-оберегов, используя традиционные технологии;Организовать презентацию кукол-оберегов. Гипотеза проекта Если приобщать детей к изучению истории культуры и образцов народного творчества, это будет способствовать формированию гражданской идентичности, приобретению полезных трудовых навыков.
Организационный этап: Обсуждение целей и задач проекта; Составление плана работы, определение сроков выполнения проекта. Подготовительный этап: Работа с литературными источниками; Обработка полученной информации об истории появления кукол-оберегов и технологиях их изготовления; Стратегия и механизмы достижения поставленных целей (этапы проекта, основные работы в проекте)
Этап реализации проекта: Изготовление различных образцов кукол-оберегов; Организация коллективного взаимодействия участников проекта; Подготовка выставки, как конечного итога проекта;
Обобщение результатов реализации проекта; Систематизация методических материалов в соответствии с темой проекта; Проведения мастер класса для учеников школы; Организация кружка прикладного творчества для учащихся. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
Изучена история появления кукол в жизни человека. Определены разновидности кукол, их назначение. Изготовлены образцы кукол-оберегов по традиционным технологиям. Освоены технологии изготовления русских кукол-оберегов. Показатели и критерии успешности выполнения проекта
Практическая значимость проекта Дальнейшее развитие проекта Освоение других направлений народного творчества (вышивка, плетение, вязание крючком и др.) Изготовление изделий декоративно- прикладного искусства.
Реализация проекта
Первая кукла – оберег, которую изготовили учащиеся – «Кувадка».
Мастерила такую куклу ребёнку мама из остатков своей одежды, которая была заряжена положительной энергией матери. Куколки-кувадки подвешивались над колы ребёнка. Обязательно куколок белью ребёнка, как обереги, которые отгоняли злых духов и оберегали сон должно было быть нечётное количество- 3, 5, 7 и т. д..
Следующей была «Вепская кукла»
Спасибо за внимание!