Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции протокола 1999 г. (Киотская конвенция) как основной кодифицированный международный правовой акт в международном таможенном праве Левин Максим Тмдк-313
Впервые международно-правовые нормы, касающиеся практически всех таможенных процедур в целом, были сформулированы в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, принятой ВТАО 18 мая 1973 г. в г. Киото (Япония) и вступившей в силу 25 сентября 1974 г. Эта Конвенция была разработана Постоянным техническим комитетом ВТАО и включала 19 статей основного текста и 31 приложение, являвшихся неотъемлемой частью Конвенции и фактически представлявших собой самостоятельные конвенции по отдельным таможенным процедурам: ввоз, вывоз, таможенный транзит, таможенный склад, свободная зона, временный вывоз и т.д.
Участвуют около 70 государств, на которые приходится свыше 70% внешнеторгового оборота РФ (РФ не участвует, но ведет подготовку к присоединению). Процессы глобализации потребовали внесения изменений, сессия Всемирной таможенной организации одобрила новую редакцию Киотской конвенции. Приложения Киотской конвенции имели своей целью упрощение и гармонизацию таможенных процедур. Каждое приложение включало в себя, в частности, определения основных таможенных терминов, используемых в нем, нормы, общее применение которых признавалось необходимым для достижения гармонизации и упрощения таможенных процедур, рекомендуемую практику в виде положений, признанных прогрессивными в плане гармонизации и упрощения таможенных процедур, и чье максимально широкое применение считалось желательным. Недостатком Киотской конвенции явилось то, что в ней отсутствовали общие обязательные положения, касающиеся регулирования всех таможенных процедур. Условием участия государств в Конвенции было принятие как минимум одного из ее приложений, что в значительной степени не способствовало должному сближению правового регулирования таможенных процедур в государствах – участниках Киотской конвенции.
1) ясность и четкость положений таможенного законодательства, в том числе института обжалования решений таможенных органов; 2) принятие стандартных упрощенных таможенных правил и процедур; 3) максимально эффективное использование в таможенных процедурах информационных систем и технологий; 4) совершенствование методов таможенного контроля, проведение его на основе управления рисками; 5) использование предварительных форм декларирования; 6) использование электронных баз данных и электронных способов обмена информацией при проведении таможенных процедур; 7) всестороннее сотрудничество таможенных органов с другими государственными органами, торговыми ассоциациями, а также международное сотрудничество и взаимодействие таможенных служб; 8) установление партнерских отношений с законопослушными участниками ВЭД.
Киотская конвенция состоит из 3 частей: основного текста Конвенции, Генерального приложения к ней и 10 специальных приложений (также включает документы, не являющиеся ее неотъемлемой частью (Приложения 4 и 5); имеется также Протокол об изменении Конвенции, регулирующий процедуру присоединения к ней). Основной текст преамбула, определение общих терминов, положения об объеме обязательств и основных принципов присоединения к Конвенции и выхода из нее, органах управления, условия применения Конвенции и ряд других общих положений. Генеральное соглашение 10 глав (таможенное оформление и другие таможенные формальности; пошлины и налоги; гарантии; таможенный контроль; применение информационных технологий; отношения между таможенными органами и третьими лицами; информация; решения и предписания таможенной службы; обжалование решений по таможенным вопросам). Специальные положения конкретизируют принципы применения различных таможенных правил и процедур; содержат стандартные и рекомендуемые правила по отдельным таможенным режимам и сферам деятельности таможенных служб.
Основное отличие новой редакции Конвенции обязательным условием присоединения к Конвенции является принятие всех положений Генерального соглашения и внедрение стандартных правил (присоединяющееся государство может принять одно или несколько специальных приложений или одну либо несколько их глав). Присоединяющимся государствам предоставляется право переходного периода, в течение которого они должны ввести стандартные правила (3 года), стандартные правила с переходным сроком (5 лет) и рекомендуемые правила (без ограничения сроков). Конвенция оставляет возможность для применения национального таможенного законодательства исходя из экономических условий, специфики построения административной системы и других факторов, влияющих на законодательство. Участником Конвенции может стать любой член Всемирной таможенной организации и Организации Объединенных Наций или ее специализированных учреждений, подписав Конвенцию без оговорки о ратификации, подав документы о ратификации после ее подписания, если ратификация необходима, или же присоединившись к ней. Положения Конвенции предусматривают создание Управляющего комитета, уполномоченного рассматривать практические вопросы выполнения, единообразного применения и токования Конвенции (его члены участники Конвенции; в заседаниях могут принимать участие в качестве наблюдателя компетентные органы любого субъекта, правомочного стать участником Конвенции или компетентные органы любого члена Всемирной таможенной организации). Конвенция главный документ в международной таможенной сфере, в ней воплощены все новые идеи и тенденции, присущие современному таможенному праву (на июль 2005 не вступила в силу в новой редакции не набрала необходимого количества ратификаций государств-участников).