Выразительные средства художественного стиля речи Художественный стиль речи характеризуется применением следующих выразительных средств: ТРОПЫ – обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: Метафора слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Метафора – это троп, то есть некий образ, основанный на употреблении слов в переносном значении. Смысл метафоры как тропа в том, чтобы усиливать эмоциональную выразительность речи.
Метонимия вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. п.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. МЕТОНИМИЯ (от греч. metonymia переименование) перенос (часто с целью сокращения слов) наименования предмета или явления по смежности на ближайший предмет или явление...
Олицетворение - это такой литературный оборот, иными словами, троп языка, при котором неживое наделяется признаками и качествами живого. Олицетворение часто путают с метафорой. Сравнение - образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета. Эпитет – красочное определение
Фигуры речи Анафора - стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи... АНАФОРА (греч. αναφορα возвращение, единоначатие, скреп) повторение каких- либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф).
Антитеза – противопоставление Градация- в литературе (от лат. gradatio - постепенное возвышение) - стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов
Инверсия-обратный порядок слов. 1.Например, "Сметливость его и тонкость чутья меня поразили" А. Пушкин - Меня поразили его сметливость и тонкость чутья. 2. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом... Параллелизм- (др. -греч. παραλληλισμος расположение рядом, соположение) риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных...
Ритори́чешский вопрос́с риторическая фигура, представляющая собой вопросс- утверждение, на который не нужен ответ. Ритм, рифма - преимущественно в поэтическом произведении
Какие языковые средства использованы ? Осень поздняя. Небо открытое, И леса сквозят тишиной. Прилегла на берег размытый Голова русалки больной. А.Блок
Практическая работа Прочитайте строки, посвящённые основанию Петербурга. В чём их различие? Какие слова выбрали поэты, каков тон стихов? Сформулируйте выводы. Сопоставьте свои выводы с мнением Н.А. Некрасова
Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твёрдой стать при море… А.С. Пушкин Раз, заметив захолустье, Лес, болотный уголок, Глушь кругом, при Невском устье Заложили городок В. Бенедиктов
«Умники и умницы» учимся понимать поэтичешский текст Любо мне в комнате ночью стоять у окошка в потёмках, Если луна с высоты прямо глядит на меня И, проникая стекло, нарисует квадраты лучами По полу, комнату всю дымом прозрачным поя Б. Пастернак «Марбург» Ведь ночи играть садятся в шахматы Со мной на лунном паркетном полу… А.Фет
Рефлексия Сформулируйте по материалам урока вопроссы так, чтобы при ответах на них можно было раскрыть специфику художественного стиля речи
Задание на дом: Повторить теоретичешский материал урока на стр ; Выполнить упражнение 254 ( по заданию) или проанализировать 2 самостоятельно выбранных отрывка из стихотворений Б. Пастернака