Развитие элементов логического мышления у дошкольников
Логическое мышление это умение оперировать абстрактными понятиями, это мышление путем рассуждений и опровержений. Условия развития мышления ребенка - предметная деятельность и общение, целенаправленные воздействия взрослого. Формировать и развивать логическое мышления можно с детьми любого уровня развития и любого возраста. Способность логически мыслить позволяет: понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения, доказывать, опровергать словом. МЫШЛЕНИЕ Словесно- логическое Наглядно- образное Наглядно- действенное
Модели 5-6 лет Сериационный ряд Круги Эйлера 6-7 лет Классификацион ное древо
Содержание и объём понятия Содержание понятия – совокупность существенных признаков объекта. Объём понятия – множество предметов, на которые распространяются указанные свойства. Содержание понятия «четырёхугольник» геометрическая фигура, состоящая из четырёх вершин, и четырёх отрезков (сторон), попарно соединяющих эти вершины. Объём понятия «четырёхугольник» Квадрат, ромб, трапеция, прямоугольник и др.
Родовое понятие «четырёхугольник» Видовое понятие «трапеция» Животные Звери Медведь Кошка Гусь Стол
Игры с предметами Дидактические игры Роль в формировании видео- родовых понятий «Дом куклы Даши» «Сбор урожая» «Оденем куклу по сезону» «Соберём Незнайку в школу» «Накрываем на стол» «Огород» «Прогулка по лесу» «Собираем букет» и другие. 1. Накопление знаний и представлений об окружающем мире. 2. Начало формирования классификации и обобщения; появление родовых понятий; усвоение родовых понятий на основе наглядного материала (предметов); объединение предметов по заданному признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.).
Настольно-печатные игры Дидактические игры Роль в формировании видео- родовых понятий «Танграм» «Колумбовое яйцо» «Блоки Дьенеша» «Палочки Кюзенера» «Игры Воскобовича» «Фабрика» «Головоломки» «Ребусы» «Кроссворды» и другие Формирование родовых понятий на основе наглядного материала: установление отношений между общим и частным, увеличение числа понятий, появление нескольких вариантов решений.
Словесные игры Дидактические игры Роль в формировании видео- родовых понятий «Да-нетки» «Логические цепочки» «Назови одним словом» «Назови три предмета» «Похож – не похож» «Кто больше заметит небылиц?» «Испорченный телефон» «Краски» «Летает – не летает» и другие Формирования родо-видеовых понятий без наглядной опоры, на основе вербального материала: описывают предметы и явления, выделяя характерные, существенные признаки, а также отгадывают по описанию ; группируют предметы по различным свойствам, признакам, обобщают их и классифицируют ; развитие сообразительности, быстроты мышления.
Задание для групп: 1. Определить содержание и объём понятия. 2. Предложить как можно больше вариантов деления на группы с соответствующим обозначением в виде наглядной модели.